10 важнейших зарубежных открытий 2013 года

«Научная Россия» отметила самые значимые и прорывные открытия зарубежных ученых в 2013 году

Открытие «частицы бога»

Бозон Хиггса, или «частица Бога», - это гипотетическая частица, которая обеспечивает массу всех других элементарных частиц. Как говорят ученые, ее существование помогает объяснить, почему все объекты в нашей Вселенной - частице галактики, планеты и даже мы с вами наделены массой.  В марте 2013 года в СМИ появились сообщения от участников исследований, что открытая ими новая частица действительно является бозоном Хиггса. К концу года эта информация была подтверждена.
Название «частица Бога» для бозона Хиггса предложил нобелевский лауреат Леон Ледерман. Он выпустил книгу с заголовком, который начинался со словосочетания God particle, то есть «частица Бога». Сам ученый предлагал название - goddamn particle, то есть «проклятая Богом частица», но оно было отвергнуто научным сообществом.

Край Солнечной системы

В 2012 году астрономы уже объявляли, что спутник Вояджер-1 достиг края Солнечной системы, однако после анализа данных выяснилось, что это не так. В прошедшем году специалисты NASA заявили, что по их наблюдениям, Вояджер более не испытывает влияния солнечного ветра. Это может быть признаком выхода в околозвездное пространство.
Подтвердить или опровергнуть выход Вояджера-1 из Солнечной системы может спутник Вояджер-2, который тоже вскоре достигнет межзвездного пространства. Что ждет там посланцев Земли – пока никто не знает.

Останки Ричарда III

В сентябре 2012 года во время ремонтных работ под парковкой Лестерского университета археологической службой (University of Leicester Archaeological Services, ULAS) был обнаружен скелет человека. Изучение этих останков позволило предположить, что они принадлежат не кому иному, как королю Ричарду III. Среди доказательств этого – местонахождение захоронения, следы травм и ранений, а также деформированный позвоночник покойного.
Результаты проведенных исследований (остеологическое изучение, радиоуглеродный и изотопный анализы) были сопоставлены с генетической экспертизой – для сравнения были взяты пробы у двух потомков монарха. В феврале 2013 года британские ученые огласили окончательное решение. «Мы можем сказать, не исключая логичного сомнения, что это и есть Ричард III!» – сказал директор Лестерского университета Ричард Бакли.

Иммунотерапия против рака

Главным научным прорывом года, по версии популярного журнала Science, назван успех клинических испытаний, подтвердивший эффективность относительно нового метода лечения онкологических заболеваний. Метод иммунотерапии предполагает «натравливание» иммунной системы организма на свои же клетки - те, что неожиданно начинают бесконтрольно делиться, формируя раковую опухоль.
Дать команду «фас!» иммунитету человека могут вакцины, однако не профилактические, которые используются против туберкулеза или гриппа, а терапевтические, которые вводят уже заболевшему пациенту. Главная задача таких вакцин — обучить иммунную систему распознавать врага. Первые успехи испытаний внушали и надежду, и опасения, ведь врачам до сих пор не известен весь спектр последствий применения препаратов. В 2012 году ученые медики разработали препарат ипилимумаб, который блокирует рецептор CTLA-4. Этот рецептор служит своеобразным тормозом для Т-фагоцитов, которые играют важную роль в формировании иммунного ответа, уничтожающего раковую опухоль. Уходящий год оказался годом побед, которые закрепили эффективность этой стратегии, считает редакция Science. Доказательства тому — успешное лечение нескольких пациентов: женщины с опухолью легкого размером с грейпфрут, шестилетнего мальчика с ремиссией лейкемии, который успешно ходит в школу и мужчины, у которого раковая опухоль почки продолжила уменьшаться даже после окончания терапии.

К тайнам Красной планеты

По Марсу уже много месяцев гуляет маленький, но очень дорогой механизм - марсоход Curiosity американского агентства NASA. Его цена - 2,5 миллиарда долларов. Однако специалисты считают, что он оправдал свою цену – деньги, вложенные в поиски пригодных для жизни условий на Красной планете.
В 2013 году марсоход обнаружил, что одно из давно исчезнувших с поверхности планеты озер Марса могло поддерживать жизнь более трех миллиардов лет назад. В наступающем году Curiosity отправится к горе Маунт-Шарп, предполагаемой главной цели своей миссии. «Поднимаясь по склону горы, марсоход пойдет как бы от прошлого к настоящему, он увидит геологические слои, которые раньше никто не видел, - геологическую летопись Марса длиной 4,5 миллиарда лет!» -  пояснил Игорь Митрофанов из Института космических исследований РАН. В следующем году Марс будут зондировать сразу 5 орбитальных спутников. На поверхности будут работать два марсохода - Opportunity и Curiosity.

Нейтрино сверхвысоких энергий

Нейтринная обсерватория IceCube в Антарктиде собрала первый «урожай»: за два года наблюдений она зафиксировала около 30 частиц крайне высоких энергий, источники которых находятся за пределами Солнечной системы и нашей Галактики. Эти наблюдения помогут ученым установить источники космических лучей сверхвысоких энергий — высокоэнергетических частиц.
«Мы не знаем, откуда летят к нам космические лучи, потому что они сильно отклоняются межгалактическим и галактическим магнитным полем. А нейтрино летит по прямой, и это открывает нам возможность в ближайшем будущем понять их источники», — говорят ученые.

Вселенная стала «старше»

Результаты, полученные европейским космическим телескопом «Планк», стали главным событием года для космологов. Наблюдения за реликтовым излучением позволили ученым установить, что темной энергии во Вселенной несколько меньше, чем считалось ранее — 68,3% (прежние расчеты давали 72,8%), темной материи больше — 26,8% против 22,7%, чуть больше оказалось и обычной материи — 4,9% против 4,5%. Кроме того, ученые пересчитали и возраст Вселенной — по новым представлениям, она стала «старше» примерно на 50 миллионов лет, то есть ее возраст оценивается теперь в 13,82 миллиарда лет.
Ученые-астрономы отметили, что повышение точности таких измерений крайне важно - на этих данных построены многие теории, например о существовании четвертого вида нейтрино.
Кроме того, имеется еще один важнейший «планковский» результат: полученная телескопом уточненная карта распределения межзвездной пыли в Галактике.

Новые «Сверхземли»

Телескоп «Кеплер» на данный момент уже прекратил свою работу, но собранные им данные продолжают приносить урожай открытий. В октябре ученые из германского Института астрофизики заявили, что им удалось обнаружить присутствие в системе Kepler-87 «Сверхземли» (то есть планеты, сопоставимой по своим параметрам с Землей) с рекордно низкой плотностью. Ранее никто не мог даже предположить, что существуют планеты, состоящие из вещества, которое в пять раз меньше плотности воды, с атмосферой гораздо мощнее и толще атмосферы Земли.

Мозг-невидимка

В июне 2013 года японцы разработали метод получения особого раствора полисахаридов, который делает биологические ткани прозрачными. В сочетании с флюоресцентной микроскопией он позволил ученым впервые получить изображения мозга мыши с беспрецедентно высоким разрешением.
Таким образом, сперва ученые сумели реализовать идею фантаста о невидимости, заставив свет огибать объект, а теперь сумели еще и сделать живые ткани прозрачными для лучей света. Правда, пока человек не может сделаться невидимкой, просто выпив чай с таким «сахаром», но исследователей это не огорчает. Главной целью исследований был именно мозг, а точнее попытка разглядеть структуру его нейронных цепей.
Следует отметить, что ученые из японского Института физико-химических исследований (RIKEN) — не первопроходцы в подобных попытках сделать ткани мозга прозрачными. Вот уже несколько лет этого пытаются достичь сразу в нескольких лабораториях мира. Из наиболее удачных можно говорить о двух методах — реагенте Scale, созданном два года назад в том же RIKEN, но другой группой, и методе CLARITY, разработанном несколько месяцев назад в Стэнфордском университете и основанном на удалении из тканей липидов, рассеивающих свет. Обе методики выглядели очень многообещающе, однако, как утверждает Такеши Имаи, соавтор опубликованного исследования, «эти технологии… приводили к химическим и морфологическим повреждениям образцов и сопровождались проведением очень длительных процедур». Японские ученые проводили эксперименты с разными растворами, которые изменяли коэффициент преломления у разных фрагментов тела. Увеличение этого параметра позволяет сделать прозрачными молекулы жиров и сахаров, которые находятся в живых тканях.

Удивительный олингито

Эту забавную зверушку ее первооткрыватель окрестил «чем-то средним между плюшевым мишкой и домашней кошкой».  Об открытии нового вида млекопитающих под названием олингито объявил специалист Национального музея естественной истории США Кристофер Хелджен. К открытию, как ни удивительно, привели не полевые исследования, а продолжительная работа в 19 музеях мира. Хелджен обследовал мех и кости животных рода олинго и установил, что среди них присутствуют образцы, относящиеся к неописанному виду животных. Затем Хелджен вместе с группой исследователей отправился на поиски этого животного в высокогорные районы Эквадора, в так называемые «туманные леса», на которые указывали обнаруженные образцы, — и в скором времени, действительно, нашёл ранее неизвестное животное. Затем несколько лет ушло на проведение молекулярно-генетического исследования, подтвердившие, что обнаружен новый вид живых существ. В 2013 году Хелджен с группой коллег опубликовал результаты исследований.
Исследователи отнесли новый вид к семейству енотовых, куда входит и его ближайший родственник олинго, обитатель тропических лесов Латинской Америки. Олингито тоже живет в лесах Эквадора и Колумбии, ведет ночной образ жизни, питается в основном фруктами. Обычно у самочек рождается всего один детеныш. Весит зверюшка около килограмма, а его длина составляет примерно 36 см.  "Это первый обнаруженный на американском континенте за 35 лет новый вид плотоядного животного!" - радостно заключает Кристофер Хелджен.