10 невероятных фактов о Солнечной системе

О бриллиантовых дождях, «хвосте» Солнечной системы и новые невероятные факты о газовых гигантах.

Из школьного курса физики мы знаем, что каждая планета Солнечной системы обладает собственной гравитацией. Мы также узнали, что на поверхности планет возникают разного рода бури, особенно яркие и заметные – на Солнце. Исследования астрономов и астрофизиков последних лет показали, что поведение объектов Солнечной системы имеет более своеобразный характер, чем мы могли себе представить.

10. Буйный Марс

Марс сложная и малоисследованная планета, находящаяся в последнее время в центре внимания астрономов и астрофизиков. Поводом к этому стали множественные споры касательно наличия на ней жидких форм воды и различных видов бактерий. Например, не так давно астрономы выдвинули теорию, что живые бактерии на Землю были занесены марсианскими астероидами.

Изображение дюн и коренных пород в области Noachis Terra на Марсе

Новое изображение поверхности Марса, полученное с камеры HiRISE, установленной на MRO. На фото виден ландшафт и базальтовые залежи под оксидом железа

Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), спутник Марса, вступивший на службу в 2006 году, за 8 лет снял множество потрясающих снимков, которые мы можем наблюдать в свободном доступе в интернете. MRO заснял марсианские бури, схожие с земными торнадо. Интересно то, что на фотографиях четко видно, что торнадо оставляют «тропы», оголяя массивные залежи базальта под оксидом железа, придающий Марсу красный цвет.

9. Потерянная планета

Астрономы давно начали отмечать необычные закономерности в движении газовых планет в Солнечной системе, противоречащие моделям, объясняющим принципы движения планет в первые годы её образования. Сомнения появились из теории, согласно которой по некоторой траектории в Солнечной системы долгое время двигалась большая планета, масса которой была сравнима с десятком таких планет как Земля.

Исчезнувшая планета, иногда называемая Тихо (Tycho), согласно одной из теорий вышла за пределы Солнечной системы миллиарды лет назад и будет «бродить» в небесном эфире до конца времен.

Эта теоретическая планета находилась в миллиардах километров за орбитой Плутона в регионе, слабо освещаемом Солнцем. Её орбита была эллиптически вытянута, а полный оборот вокруг Солнца Тихо проходила за несколько миллионов лет. Сопоставив все изложенные астрономами факты можно частично объяснить и то, почему такая планета не была обнаружена.

8. Бриллиантовые осадки на Нептуне и Уране

Магнитные полюса некоторых планет Солнечной системы, таких как Нептун и Уран, смещены на целых 60 градусов от их геологических полюсов. Одним из объяснений этого факта является теория о столкновении этих планет с другими массивными космическими телами (возможно также планетами), а другое, более логическое объяснение, заключается в том, что эти планеты гораздо холоднее Земли.

На основе информации о смещенных магнитных полюсах и большой концентрации углерода на Нептуне и Уране астрономы считают, что на поверхностях этих планет находятся огромные океаны жидкого углерода с айсбергами из алмазов. Крошечные алмазы могут выпадать на газовых гигантах в качестве осадков.

7. Земля в ореоле темной материи

Физические свойства темной материи являются одной из самых глубоких тайн современной космологии и ключи к ответам на важнейшие вопросы о веществе, составляющем огромную часть от общей массы Вселенной,  пока еще не найдены.

В данный момент человечество знает лишь некоторые особенности её поведения. В частности, темная материя действует как «якорь», не дающий разлетаться галактикам с Солнечной системой. Таким образом, темная материя играет заметную роль во внутренней работе Солнечной системы, что особенно становится заметным при наблюдении её воздействий на космические летательные аппараты.

Вывести зонд напрямую на догоняющую комету траекторию – задача очень затратная, так как требует мощных ракет и большого количества топлива. Чтобы избежать этого, ученые привлекают на свою сторону притяжение больших планет, совершая так называемые гравитационные маневры. С механической точки зрения это те же столкновения, во время которых движущиеся вокруг Солнца тяжелые планеты фактически подталкивают космический аппарат.

Астрономы отмечают, что порой скорость движения аппаратов необъяснимо изменяется во время их движения в том или ином направлении от Земли. Теория, объясняющая такое расхождение, говорит о том, что Земля окутана огромным ореолом из темной материи. Если бы он мог быть виден в оптическом диапазоне, то его размеры могли быть сравнимы с Юпитером.

6. На Титане можно полетать с крыльями

Титан, спутник Сатурна, является одним из самых красивых мест Солнечной системы. Химический состав осадков, выпадающих на Титане, схож по составу с бензином. Астрономы сделали такой вывод исходя из похожих исследований свечения поверхности Луны, на которой находятся большие концентрации жидкого этана и метана.

Интересный факт состоит в том, что благодаря сочетанию низкой гравитации и атмосферного давления на Титане можно летать, прицепив к себе крылья. Оторваться от поверхности спутника  Сатурна можно обыкновенным взмахом крыла, так что мечты человека о полете могут быть осуществлены, но не на Земле.

5. У Солнечной системы обнаружили «хвост»

Около месяца назад NASA опубликовали результаты одной из своих последних миссий, говорящие о том, что у Солнечной системы есть «хвост» и визуально он похож на четырехлистный клевер.

«Хвост», получивший название Heliotail, состоит из нейтральных частиц, которые невозможно зафиксировать с помощью обычных измерительных приборов. Для получения таких результатов американским ученым понадобились специализированные инструменты для идентификации частиц. Сопоставив все данные специалисты смогли воспроизвести целостную картину.

Картина показала, что Heliotail растягивается больше чем на 13 миллиардов километров от самой удаленной от центра Солнечной системы планеты. Скорость движения материи в «хвосте» составляет около 1,6 млн. километров в час.

4. Магнитное поле на Солнце не постоянно

Солнце абсолютно непредсказуемый космический объект. Оно проходит непрерывный 11-летний цикл обращения вокруг совей оси, а в пиках своей активности магнитное поле меняет свою полярность. По данным NASA смена полярности Солнца должна произойти в ближайшие несколько месяцев.

В момент смены полюсов не стоит ждать огненного ливня или метеоритного дождя, но особо восприимчивые к магнитным бурям люди должны будут запастись анальгином.

3. Мы окружены черными дырами

Черные дыры бывают нескольких разновидностей. Первый тип черных дыр - звездный, самый распространенный тип во Вселенной, образующийся на месте разрушения массивных звезд. Процесс разрушения наступает в момент, когда на планете не хватает достаточного количества водорода для поддержания ядерного синтеза, заставляя, для поддержания реакции, сжигаться гелий. Этот процесс приводит к нестабильному состоянию звезды, что далее приводит к развитию событий по двум сценариям: сжатие объекта до нейтронной звезды или коллапс в черную дыру.

Образующиеся звездные дыры соединяются в одну, образовывая сверхмассивные черные дыры. Вокруг одной из  таких вращается наша галактика.

Второй тип черных дыр - микро черные дыры, способные бомбардировать Землю постоянно. Эти крошечные, атомоподобные дыры могут, теоретически, рождаться от столкновений частиц на больших скоростях, когда, например, пучки протонов сталкиваются на околосветовых скоростях.

В большинстве случаев такие дыры моментально «испаряются», не нанося никаких повреждений. В случае когда микро дыра не исчезает, последствия не так ужасны, как многие думают: потребуется значительно большее время чем возраст самой Вселенной для того чтобы такая дыра смогла поглотить один атом материи, не говоря уже о таком массивном объекте как планета Земля.

2. Солнце может поместиться в магнитосферу Юпитера

Юпитер является бесспорным планетарным королем нашей Солнечной системы, способным уместить в своем объеме 1400 планет Земля. Единственный объект, превосходящий Юпитер размерами является Солнце.

Магнитосфера Юпитера самая мощная магнитосфера в Солнечной системе, превосходящая по силе даже солнечную. Магнитосфера Юпитера способно с легкостью вместить Солнце вместе с короной и осталось бы еще достаточно свободного пространства для нескольких крупных планет.

В некоторых местах магнитосферы Юпитера температура выше чем на поверхности Солнца.

1. Жизнь может существовать на газовых гигантах

Фотография поверхности Юпитера

Миллионы лет назад  требования к существованию жизни в Солнечной системе были гораздо жестче, чем сейчас. Сегодня человечество уже знает некоторые особенные формы жизни, например бактерии, обитающие в геотермальных отверстиях на дне океана, где температура превышает температуру кипения.

Неожиданным, теоретическим, местом для существования жизни ученые выбрали Юпитер. По сути эта планета является гигантским облаком газа, в котором существование жизни вызывает некоторые сомнения. Однако на его поверхности есть метан, водород, аммиак и возможно, Юпитер является крупнейшим океаном воды в нашей системе. Все эти факты говорят о том, что теоретически все условия для зарождения жизни на нем соблюдены.

На Юпитере самое высокое атмосферное давление, сильные ветры, которые ,гипотетически, могли бы помочь в перемешивании необходимых для жизни соединений. Условия для существования живых клеток суровы, но ученые полагают, что форма жизни на основе аммиака вполне может существовать в верхних облачных слоях Юпитера, в которых способна скапливаться вода.

По мнению американского астронома и астрофизик Карла Сагана на Юпитере может существовать собственная пищевая цепочка: от хищников до падальщиков.

алмазный дождь газовые гиганты марс планета тихо солнечная система солнце темная материя титан черная дыра юпитер