10 фактов о полярном сиянии

Прекрасное и величественное явления, наблюдать которое доводилось не всем.

«Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне – дна». Не всякий из тех, кто слышал и цитировал эти строчки Михаила Васильевича Ломоносова, знает, что стихотворение, из которого они взяты, полностью называется так: «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». 10 фактов о нем, о северном сиянии…

1. Великий ученый Ломоносов не был ни первым, ни оригинальным: все народы во все времена удивлялись божью величеству по поводу северного сияния и искали ему объяснения.  К примеру, воины Александра Невского, сражавшиеся в 1242 году на льду Чудского озера с немецкими рыцарями сочли северное сияние полками божьего воинства, прибывшими им на помощь.

2. Финны говорили о северном сиянии: «Лиса хвостом снег метет», норвежцы упоминали щиты валькирий, якуты сложили загадку: «Говорят, в необъятном озере-океане рыба играет-плещется» с разгадкой «огонь юкагиров», то есть северное сияние.

3. У эскимосов Аляски – своя красивая легенда: души умерших улетают в небесный дворец, над которым горит Полярная звезда. Для живых людей этот дворец невидим, но иногда его обитатели открывают окна, и свет падает на облака – земные жители видят полярное сияние. Там же на Аляске отели оказывают туристам платную услугу – будят в случае северного сияния.

4. В XVIII  ломоносовском веке, но в первой его половине немецкие ученые считали полярные сияния отражением извержений исландского вулкана Гекла.

5. О природе северного сияния задумывался и Михайла Васильевич Ломоносов:

Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

6.  В ломоносовские времена наука еще не могла ответить на этот вопрос. Теперь отвечает. Полярное сияние – это свечение верхнего слоя атмосферы Земли. Почему вдруг атмосфера начинает светиться? От взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Из солнечной короны в окружающее пространство истекает поток гелиево-водородной плазмы – так называемый солнечный ветер. Магнитное поле Земли притягивает эту плазму. При столкновении частиц плазмы с атмосферой, происходит возбуждение атомов и молекул газов, из которых она состоит. Излучение возбужденных  атомов и наблюдается, как полярное сияние.

7. Пазори играют, багрецы пошли, снопы рассыпаются – говорят в народе. Формы полярных сияний очень разнообразны: то это светлые столбы, то изумрудно-зеленые с красной бахромой занавеси, то пылающие длинные стрелы, а то и просто цветные  пятна.

8. Ученые выяснили, что фиолетовый цвет дает возбужденный азот, красный и зеленый – кислород атмосферы.

9. Жители Северного полушария привычно называют сияние северным. Это не вполне верно: ученые давно подозревали, что полярные сияния симметричны относительно экватора, но не могли подтвердить это опытно. Намеки были: Джеймс Кук, путешествующий в Южном полушарии, наблюдал южное сияние 16 сентября 1770 года, а недавно найденные в Китае документы зафиксировали в этот день северное сияние.

10. Гипотезу подтвердили уже в XXI веке: зонд Американского национального управления по аэронавтике «Полар» зафиксировал полярные сияния, появившиеся одновременно в обоих полушариях. Оказалось, что это зеркальное взаимоотражение.

полярное сияние северное сияние