Архив «Очевидное—невероятное»

Как сделать науку интересной для людей

Как сделать науку интересной для людей  Какое место занимает наука в современном мире и в современной культуре? Как она развивается и отвечает на вызовы 21 века?  Как происходит диалог между учеными  и обществом? Как средства массовой информации могут способствовать тому, чтобы наука стала интересной и привлекательной для широкой публики?   Дэвид Суинбэнкс, доктор наук, главный редактор издательской группы „Nature“ Ник Кэмпбэлл, научный редакториздательской группы „Nature“

Может ли история быть объективной?

Может ли история быть объективной? 2012 год объявлен Годом российской истории. Что это означает и как может отразиться на развитии исторической науки? Что является истиной в истории? Каковы критерии объективности? Как избежать переосмысления нашего прошлого в угоду тем или иным настроениям?  Александр Оганович Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН

Загадки соленых озер

Загадки соленых озер Известно, что половина всех озер  на Земле – соленые. Что мы знаем о соленых озерах? Кто и как в них живет? Что в их воде содержится помимо соли? Почему ученые считают их естественными эволюционными лабораториями?  Чем они полезны для человека, и какую таят в себе опасность? Егор Сергеевич Задереев, ученый секретарь Института биофизики Сибирского отделения РАН, кандидат биологических наук, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при президентском Совете по науке, технологиям и образованию

Что мы знаем о мозге?

Что мы знаем о мозге? Благодаря достижениям современной науки работа мозга расшифровывается уже на клеточном и молекулярном уровне.  Позволят ли эти знания понять, что такое мышление? Научатся ли в 21 веке лечить болезни мозга? Какие задачи стоят перед дисциплинами, которые изучают эти проблемы и каких ждать открытий? Михаил Вениаминович Угрюмов, академик РАН, руководитель Лаборатории нейрогистологии Научно-исследовательского института нормальной физиологии им. П.К. Анохина»

Медицина: наука и практика

Медицина: наука и практика  Беседа с хирургом и ученым Евгением Евгеньевичем Ачкасовым, лауреатом премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных, полученной «за разработку инновационных методов диагностики и лечения заболеваний поджелудочной железы». Как реформировать сегодняшнюю медицину? Каким должен быть врач 21-го века?  Евгений Евгеньевич Ачкасов, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, член Совета Общественной палаты РФ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2008 год.

Фундаментальная наука и инновационное образование

Фундаментальная наука и инновационное образование Институт прикладной физики РАН более 30 лет назад положил начало нижегородской академической науке. Сегодня он – один из лидеров в системе РАН. Как в современных условиях при действительно передовой науке можно создать систему, которая могла бы способствовать развитию инноваций? Александр Григорьевич Литвак, директор Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород). Академик РАН

Как нанотехнологии отвечают на вызовы времени

Как нанотехнологии отвечают на вызовы времени Сегодня многие утверждают, что нанотехнологии – это такой же переворот в науке и технологиях, как расщепление атома. Справедливо ли это? В чем их «революционность»? На какие вызовы времени они отвечают? Помогают ли исследования в области микромира развивать области знания, связанные с макромиром? Михаил Владимирович Алфимов,академик РАН, директор Центра фотохимии РАН, председатель Научно-технического совета «РОСНАНО»

Научные мегапроекты и будущее России

«Научные мегапроекты и будущее России» Сегодня много говорят о мегапроектах в области науки – инвестиционных проектах особо крупных размеров. Для чего они нужны? Насколько актуально сегодня говорить о масштабных проектах, когда есть вопросы по поводу финансирования науки?  Виктор Анатольевич Матвеев, академик РАН,  Директор Института ядерных исследований РАН

Фундаментальная наука и фундаментальное образование

Петр I высказал в свое время идею о «триединой композиции» – Академия наук, университет и гимназия. Лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов реализовал эту идею, открыв Академический университет, который объединяет научно-исследовательские лаборатории, университетские кафедры и лицей «Физико-техническая школа».  Жорес Иванович Алферов, ректор Академического университета РАН, Лауреат Нобелевской премии по физике, вице-президент РАН

0 комментариев 2645

Русское зарубежье и мировая культура

Культурное наследие русской эмиграции – феномен, требующий осмысления. Каков вклад уехавших из России писателей, ученых, деятелей искусства в мировую культуру? Правы ли те, кто утверждает, что существуют две русские культуры?  В чем особенность эмигрантской культуры? Вячеслав Всеволодович Иванов, академик РАН, доктор филологических наук, директор Института мировой культуры МГУ.

0 комментариев 2505

Задачи Владимира Арнольда

Развивается ли математика самостоятельно, или питается идеями, пришедшими из физики? Что важнее – решить задачу или поставить ее? Кто должен находить задачу – учитель или ученик? На эти вопросы отвечает самый знаменитый математик современности – Владимир Арнольд. Владимир Игоревич Арнольд, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Математического института имени В.А. Стеклова РАН, академик РАН.

0 комментариев 4989