Архив «Очевидное—невероятное»

Наука быть здоровым

Медики считают, что сейчас идет невидимая война между человечеством и вирусами, которых становится больше и которые приспосабливаются к все более совершенствующимся лекарствам. Способен ли человек противостоять этому натиску? Об этом рассказывают кандидат медицинских наук Екатерина Бирюкова и академик РАМН, директор НИИ физико-химической медицины Валерий Сергиенко.

Думают ли животные?

Как именно «мыслят» животные? Кто из них «самый умный»? Что такое язык-посредник,  с помощью которого люди и животные учатся понимать друг друга? Рассказывают доктор биологических наук Зоя Зорина  и доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская.

Исследование Луны: новейшие технологии

Что планировалось найти на Луне, и какие реальные результаты и сведения  получены? Гость программы – лауреат премии Президента РФ 2010 года за разработку уникального космического нейтронного детектора ЛЕНД и получение с его помощью новых результатов в изучении Луны.

Русское зарубежье и мировая культура

Культурное наследие русской эмиграции — феномен, требующий осмысления. Каков вклад уехавших из России писателей, ученых, деятелей искусства в мировую культуру? Правы ли те, кто утверждает, что существуют две русские культуры?  В чем особенность эмигрантской культуры?

Инновации по Вернадскому

В.И. Вернадский относится к тем великим ученым, идеи которого не теряют актуальности спустя годы. Его научные интересы были чрезвычайно широки: от биологии и геологии до проблем радиоактивности. Влияет ли его научное наследие на сегодняшнюю науку? Востребовано ли оно? Развивают ли его сегодняшние научные программы и исследования? Почему многие идеи Вернадского  остались невоплощенными?

Современная геофизика: возможность прогнозирования цунами и землетрясений

Что ученые-геофизики думают о прогнозах приближающейся глобальной катастрофы?  Почему сильнейшее землетрясение произошло именно в Японии? Почему оно стало неожиданным для ученых? Когда станет возможным научное прогнозирование землетрясений?

Ускорение исторического времени

Сегодня происходит стремительное сжатие исторического времени: каждый новый период короче предыдущего почти в три раза. За счет чего ускоряется время? Происходит ли это равномерно во всех регионах мира? Как эти процессы отражаются на состоянии умов и на судьбе человечества в целом?

Человек в информационном обществе

Через 30 лет доля интернет-пользователей в России достигнет 95%. За эти годы нашей стране предстоит сделать огромный рывок для построения «информационного общества», ведь войти в XXI век можно только владея новейшими информационными технологиями. Что делают сегодня ученые и практики для создания «информационного общества»? Какова современная индустрия, направленная на получение в России информации нового качества?

Конвергенция наук и технологий

сегодня возник новый научно-технологический уклад, базирующийся на объединении и взаимопроникновении наук и технологий. Как трансформировалась наука? Как менялась ее парадигма по мере развития цивилизации? Как новая научно-технологическая ситуация должна обеспечить прорывное развитие человечества в XXI веке? 

Математические этюды

Уникальная  коллекция мультимедийных математических этюдов для школьников - это короткометражные фильмы, созданные с помощью компьютерной графики, рассказывающие о математических задачах так увлекательно, что даже те, кто математику никогда не любил, начинает ею интересоваться.

Культура в современном мире

Можно ли считать СССР примером успешного сосуществования самобытных культур? Какова судьба мультикультурализма в современной России? Культуры различных стран в эпоху глобализации развиваются путем взаимодействия и взаимопроникновения, создавая общее культурно-информационное пространство для искусства, науки, образования. Как влияют эти процессы на многовековые культурные устои? Не сделают ли они мир однородным? 

Герои нашего времени

Что означают понятия «герой» и «героическое»? Какие поступки и мотивы делают человека героем? Как в героях отражается эпоха? Кто кого формирует – герой эпоху или наоборот? Кого наши соотечественники считают героями своей истории?

Человек и животное в городе

Как живется животным в городе? Как они приспосабливаются к нашему техногенному миру? Понимаем ли мы друг друга?  Что бы они нам сказали, если б умели говорить?

Судьба науки - судьба России

Какие проблемы наиболее остро стоят перед наукой вообще и перед Академией наук в частности? Насколько продуктивными сегодня являются отношения между наукой и государством? Является ли финансирование главным механизмом возрождения науки? Каким образом можно «омолодить» российскую науку? Как остановить «утечку мозгов»? Нуждается ли Академия наук в реформировании?

Можно ли управлять стрессом?

Можно ли управлять стрессом?  Стресс – это хорошо или плохо? Одинаковый ли смысл вкладывают в это понятие обычные люди и ученые? Всегда ли человек испытывал стресс, или это – «достижение» цивилизации? Можно ли научиться управлять стрессом?  Анна Борисовна Леонова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова.

Химия: наука для человека

Химия: наука для человека Сегодня прорывы в науке совершаются, как правило, на стыках разных дисциплин. Химики, физики и биологи достигли больших успехов в исследовании полимеров. Какие работы ведутся в лабораториях, и как практически используются результаты этих работ? Алексей Ремович Хохлов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ

Пути развития российской науки

Пути развития российской науки  Соответствует ли современная организационная структура российской науки вызовам времени? Чем она отличается от системы организации науки лидирующих в научном отношении стран?  Что тормозит ее развитие, а что работает эффективно?  Алексей Ремович Хохлов, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, проректор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ.

Перспективы фундаментальной науки

Какая фундаментальная наука нужна современной России? Возможен ли плодотворный диалог между учеными, властью и бизнесом?  Нужно ли «возвращать» уехавших ученых? Как привлечь в науку молодых? Об этом наш разговор с вице-президентом РАН Александром Некипеловым.