3 августа по новому стилю 1806 года на Кронштадском рейде зазвенели спускаемые якоря шлюпа «Нева». Капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский завершил первую русскую кругосветную экспедицию. Через две недели в Кронштадт вошла «Надежда». Так закончилось первая русская кругосветка. 
 

ИзображениеWikimedia Commons 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. А началось путешествие 7 августа 1803 года, когда из той же гавани вышли два трехмачтовых шлюпа, купленных в Англии – «Надежда» и «Нева». Парусные шлюпы прежде именовались «Леандр» и «Темза», но когда их включили в состав Русского Императорского флота, лично государь император выбрал новые имена кораблей из представленного списка. 

2. «Надеждой» командовал однокашник Лисянского по Морскому корпусу капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн. Он и был назначен начальником экспедиции. Снарядила экспедицию Российско-американская компания, один из учредителей которой граф Николай Резанов отправился к берегам Русской Америки и в Японию на переговоры на борту «Надежды». Экспедицию поддержало российское правительство и лично государь-император. 

Изображение: Wikimedia Commons

3. Перед отплытием император – а им в ту пору был Александр I –  осмотрел шлюпы и разрешил поднять на обоих военные флаги. Расходы на содержание одного принял на свой счет, а за другой платили Российско-американская компания и граф Николай Петрович Румянцев, русский меценат, основатель Румянцевского музея и один из главных вдохновителей и покровителей первой русской кругосветки.  

4. Маршрут первой русской кругосветной экспедиции был весьма сложен. Из российского Кронштадта в датскую столицу Копенгаген. Отсюда в  английский Фалмут, из него – на Канары. Потом через Атлантику – до Флорианополиса в Бразилии. Отсюда в обход мыса Горн до острова Пасхи в Тихом океане и Маркизских островов. Затем через Гонолулу на Гавайях к российскому Петропавловску-Камчатскому, из него в Японию, а потом на Сахалин. Завернули на острова Ситка и Кадьяк у побережья Аляски, а уже отсюда в  китайский Гуанчжоу, на Макао, на остров Святой Елены и вокруг мыса Доброй надежды к Азорским португальским островам и через английский Портсмут – домой в Кронштадт.  

5. 14 ноября, на 24° 20' западной долготы, экспедиция пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии. По этому поводу провели праздник пересечения экватора. Так возникла знаменитая ныне традиция праздников Нептуна. 

Изображение: Wikimedia Commons

6. В первой русской кругосветной экспедиции участвовал знаменитый авантюрист и забияка Федор Толстой-Американец. Он удачно выдал себя за своего двоюродного брата, который был включен в состав экипажа «Надежды», но плыть не хотел, так как страдал морской болезнью. На судне Федор Иванович вел себя столь эксцентрично, что терпение Крузенштерна в итоге лопнуло, и он высадил безобразника на Камчатке. «В Камчатку сослан был, вернулся алеутом»,  – описал его приключения великий Грибоедов.

7. С Николаем Петровичем Резановым, одним из основателей Российско-американской компании и будущим героем рок-оперы «Юнона и Авось» тоже все оказалось непросто. Царь назначил его соруководителем экспедиции, но Крузенштерна о том не уведомил. По прибытии на судно он о полномочиях не заявил, поскольку боялся, что Крузенштерн откажется выйти из Кронштадта. Он делил с Крузенштерном одну каюту, но в ходе экспедиции между ними возник такой конфликт, что начальники общались записками. По прибытии на Камчатку Резанов написал донос и потребовал наказания экипажа и суда над Крузенштерном. Их едва помирили, причем обстоятельства примирения, описанные в письмах и мемуарах враждующих сторон, разительно не сходятся.

Изображение: Wikimedia Commons 

 

8. На маршруте корабли поджидали и штормы, и экстренный ремонт силами моряков-мастеров на все руки, географические открытия. 142 дня плавания «Невы» без захода в порты – рекорд того времени. 

9. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного случая смерти. И больных было совсем немного. Напомним: в те времена множество людей умирало и в ходе не столь долгих плаваний.

 10. В целом первое русское кругосветное плавание продолжалось три года. Это вполне в темпе тех лет. На путешествия в Японии и Америку через Сибирь тратились несколько лет и примерно 4000 лошадей. А канаты с якорями, например,  таким образом вообще довезти нельзя было – не на чем. Их резали на куски и везли в таком виде. Тот же Резанов не выдержал сухопутного пути по России и скончался в долгой дороге. 

11. Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку. Она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим глубоководным исследованиям океана. 

12. Участники экспедиции измеряли температуру воды на глубинах до 400 метров, определяли ее прозрачность и удельный вес, собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные  коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. Вклад первой русской кругосветки в науку так велик, что его невозможно переоценить. 

13. По высочайшему повелению для всех участников первой русской кругосветки выбили особую медаль. Всех офицеров произвели в следующий чин, командиров наградили орденами святого Владимира 3-й степени. Командиры кораблей получили по 3000 рублей пожизненного пенсиона, лейтенанты – по 1000, мичманы – по 800. Нижние чины, по их желанию, были уволены в отставку, им назначили пенсион 50-75 рублей. 

Изображение: Wikimedia Commons  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение: Wikimedia Commons  

14. В 1809 году было опубликовано описание экспедиции. Сочинение в трех томах с атласом из 104 карт  и гравированных картин вышло под название «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Оно было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.  В 2007 году это сочинение переиздали. 

15. Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду. 

16. Что осталось нам на память о первом русском кругосветном путешествии? Слава русского флота, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, знаменитый барк-рекордсмен «Крузенштерн». А в 2008 году Аэрофлот назвала один из своих самолетов в честь Юрия Лисянского и еще один в честь Ивана Крузенштерна. Они-то, конечно, вокруг света быстрее облетят, но открытий точно не сделают.