«Теория всего»

Секрет пеликаньего счастья

В Московском Зоопарке обитают два вида пеликанов – кудрявый и розовый.  Ученые надеются на успешное размножение этих птиц в неволе.

Середина зимы - время, когда у пеликанов появляется потомство. В январе 2014 года у двух пар этих птиц появилось по наследнику. 3 января на свет появился птенец у розовых пеликанов, а спустя неделю - 9 января - у кудрявых пеликанов. Сейчас, когда малыши уже подросли и набрались сил, сотрудники зоопарка опубликовали видеоролик о жизни пеликаньей семьи.
В этом ролике - те самые пеликаны, о которых прошлой весной мы делали фоторепортаж. Мы очень рады тому, что наши старые знакомые чувствуют себя хорошо и порадовали ученых симпатичным пополнением семейства.

В Московском Зоопарке обитают два вида пеликанов – кудрявый и розовый. Пеликаны – одни из самых крупных птиц в природе, их вес достигает 15 килограмм, они много времени проводят в воде, но неплохо себя чувствуют и на суше. Самая заметная особенность этих птиц – огромный клюв – его длина примерно в 4-5 раз превосходит длину головы.

Клюв снабжен большим кожным мешком, который, растягиваясь, может вместить до 12 литров воды. Кудрявый пеликан получил свое имя за пушистую «гриву» из удлиненных курчавых перьев на затылке и верхней стороне шеи. Розовый пеликан крупнее кудрявого, в его окраске присутствуют нежные розовые тона.

Пеликаны круглый год держатся группами, гнездятся колониями. Ежедневно крупным пеликанам требуется до 1,2 кг рыбы. Птицы часто охотятся на рыбу коллективно: группа пеликанов выстраивается полукругом и, хлопая крыльями по воде, гонит рыбу к мелководью. В Московском Зоопарке пеликанам не требуется устраивать подобные охоты. Сотрудники-орнитологи хорошо знают, что у этих птиц недюжинный аппетит.

Поздняя весна в Московском Зоопарке. Кудрявых пеликанов первыми выпустили из закрытого вольера на пруд. Птицы наслаждаются воздухом, солнцем и водой. И вниманием посетителей.

Ухаживает за пеликанами сотрудник Московского Зоопарка Ирина Аношина.

Группа розовых пеликанов пока остается в закрытом вольере – месяц назад у них появились птенцы. В этом сезоне у них трое малышей, птенцы пока не перелиняли из темно-серого пуха и не отходят от родителей.

Еще в начале апреля вся эта группа – и розовые и кудрявые пеликаны вместе находились в теплом закрытом вольере. В вольере – четыре гнезда, построить их птицам помогли сотрудники зоопарка. В природе гнездо строит самец, таская в клюве траву, сучья и даже палки длиной до метра. Папаши-пеликаны очень трудолюбивы, и за сутки могут принести к гнезду строительный материал 25- 40 раз. В природе насиживает самка, но в зоопарке птицы рассудили иначе. На кладках восседали важные папаши – а мамаши спокойно расхаживали по вольеру.

Эта молодая самочка розового пеликана появилась на свет 13 января. Ее родители отложили яйца в конце прошлого года, и из 9 лишь одно оказалось оплодотворенным. Приемные «родители»-орнитологи кормили ее 6 раз в день перетертым рыбным фаршем. Теперь по размерам она уже почти как взрослые птицы, но еще не рассталась с серой окраской оперения. Кормить ее приходится из рук - ловить рыбу на лету она еще не умеет.

Пеликанов  кормят мелкой рыбешкой, она лучше усваивается и переваривается. Ее размораживают и отделяют мелкую рыбку от крупной. На весь пеликаний вольер уходит целое ведро кильки.

Чтобы накормить группу птиц, остающуюся в закрытом вольере, надо проявлять большую ловкость. Птицы не спешат близко подходить к человеку, и Ирина метко кидает им рыбешку, а пеликаны наперебой ловят ее. Молодые птицы боятся подходить близко, и поэтому могут остаться голодными.

Ирина направляется к пруду, чтобы покормить тех, кто ожидает своей порции на улице.

Пеликан Матвей – совершенно ручная птица. В прошлом году у пеликанов в зоопарке впервые появились птенцы – и Матвей – их знаменитый первенец. Мотя - самый любознательный и дружелюбный из обитателей вольера, первым выходит из воды, чтобы поесть. Вслед за ним и остальные птицы выбираются на берег за угощением.  У Матвея – просто «звездная болезнь». Он обожает, когда его фотографируют, и постоянно позирует перед посетителями.

В природе пары у пеликанов образуются в возрасте приблизительно трех лет. У Матвея есть приятельница по кличке Маня, возможно, они со временем смогут образовать пару. Пары у пеликанов образуются на всю жизнь.
В этом году большое пеликанье семейство стало еще больше – подрастают три птенца, и ученые надеются, что первые успехи в размножении этих птиц в неволе будут иметь хорошее продолжение.

красная книга кудряваый пеликан московский зоопарк размножение птиц в неволе розовый пеликан