Сибирская геологическая олимпиада школьников имеет более чем полувековые традиции. Она проводится с 1969 года по инициативе члена-корреспондента РАН Игоря Владимировича Лучицкого. В наше время она проходит ежегодно, на базе Новосибирского государственного университета (НГУ) при участии Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН. Об олимпиаде рассказывает портал Наука в Сибири.

Основная цель организаторов — популяризация геологии и наук о Земле среди школьников, а также привлечение талантливой молодежи в стены геолого-физического факультета НГУ.

Отбор участников ведется на предварительном этапе, как в очной, так и заочной форме. Школьники из близлежащих населенных пунктов приезжают в НГУ, где делятся на возрастные группы (ученики средних и старших классов). Существует также отбор по присланным письменным работам. Приоритет отдается не реферативным, а поисковым работам, связанным с личным исследовательским опытом школьников.

Задания второго тура олимпиады, который проходит непосредственно в НГУ, формулируются таким образом, чтобы проверить не только эрудированность учащихся, но и умение анализировать и аргументировано излагать свою точку зрения.

«Традиционно на нашей олимпиаде упор делался на способность мыслить, поэтому она всегда строилась по принципу дискуссии. В некоторых случаях мы готовы принять неправильный ответ, но только если он обоснован. Дети не могут знать всего того, что знаем мы, но если они со своего уровня четко объясняют позицию, то это засчитывается как высшее достижение. Мы таким образом видим, обладает ли человек действительно глубокими знаниями, или он набил себя не очень связной информацией», — рассказал один из организаторов олимпиады, доктор геолого-минералогических наук Сергей Смирнов.

Организаторы олимпиады отмечают, что, к сожалению, уровень подготовки выпускников школ в области химии и физики в последние годы сильно снизился, не говоря уже о геологических науках, которые фактически выпадают из школьной программы. Тем не менее, подобные образовательные проекты позволяют повысить интерес школьников к геологии и наукам о Земле, а вузам — набрать мотивированных и подготовленных студентов.

«Задания были интересны и требовали не только знаний, но также еще и логического мышления. Особенно мне понравились вопросы по геоморфологии. Очень интересно рассуждать и делать умозаключения, имея перед собой лишь одну картинку — например, что слои осадочных пород ориентированы по-разному, так как река могла многократно изменять русло. Для того чтобы предоставить стройное объяснение тому, что мы видели на фотографии, нужно было искать зацепки, — поделился впечатлениями ученик 6 класса Кирилл Жимулев из Новосибирска. — Еще мне понравилось, что после окончания второго тура, пока жюри подводило итоги, нам задавали вопросы, и за правильный ответ можно было получить какой-либо образец. У меня их несколько — азурит и турмалин с мусковитом».

Ранее портал Научная Россия рассказывал о XII Международной географической олимпиаде, прошедшей в Тверской области.