Ученые из Института ядерной физики и Института катализа Сибирского отделения РАН изготавливают уникальный аэрогель — структуру, в которой жидкая фаза полностью замещена газообразной. Аэрогели востребованы как в космических опытах и при экспериментах на встречных пучках, так и, например, при теплоизоляции зданий, рассказывает сайт Наука в Сибири.

Новосибирский аэрогель по ряду параметров сейчас — лучший в мире, превосходя зарубежные аналоги, например, японского производства. Сейчас ученые СО РАН активно сотрудничают с Национальной лабораторией Томаса Джефферсона (США) — блоки материала изготавливаются для американских специалистов, изучающих свойства адронов. Ранее новосибирский продукт использовался для экспериментов, которые проводит ЦЕРН, а сейчас применяется в универсальном детекторе AMS02 на Международной космической станции — прибор регистрирует потоки протонов, антипротонов и ядер.

Материал применяют и в строительстве. Одно из его свойств — способность пропускать видимый свет, задерживать инфракрасное излучение и аккумулировать тепло. Прозрачные панели из аэрогеля можно помещать внутрь стеклопакета, что позволит даже в Сибири строить дома с окнами во всю стену и не бояться, что внутри будет холодно. Аэрогель можно добавлять и внутрь теплоизолирующей панели, где между стенок находится вакуум, что значительно улучшит ее свойства.