Ученые Института археологии РАН при раскопках в Высоко-Петровском монастыре в центре российской столицы нашли две непотревоженные надгробные плиты, датированные 1512 годом, эпохой царствования Василия III. Находка позволила разгадать целую серию исторических загадок и уточнить дату начала строительства первого в монастыре каменного собора, возведенного итальянским архитектором Алевизом Новым. Об этом сообщается в пресс-релизе института.

«Это большая удача. В России самые древние надписи на плитах известны только с конца XV века, и целые надписные плиты начала XVI века очень редки. Особенно удачно, что эти плиты лежат на своих местах, над могилами, что совсем редкость, причем некоторые надписи сохранились целиком», — пояснил руководитель раскопок Леонид Беляев.

В одной из могил погребен некий Епифаний (остальное не сохранилось), в другой — инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, «волоченин» (т.е. из города Волочка). Под углами его плиты имелись опоры, из которых сохранилась одна, в виде капители или базы маленькой колонны, стоящей на фрагменте вторично использованной чужой плиты. Археологи впервые столкнулись с ситуацией, когда столь раннее надгробие не лежит на могиле, а поставлено на четыре «ножки», как стол.

Ученые поясняют, что эти капители указывают, что первый каменный собор монастыря, уникальный восьмилепестковый храм, освященный во имя святителя Петра, начали строить не в 1514 году, как считалось ранее, а минимум на два года раньше. «Этим ренессансным капителям под надгробной плитой больше неоткуда было взяться, кроме как со стройки собора, который возводил итальянец Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Такие же капители сейчас можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках», — говорит Беляев.

Еще одна интересная особенность заключается в том, что плита Феодосия накрыта сверху большим надгробным камнем, который по орнаменту и особенностям шрифта относится к середине XVI века. На этом «верхнем» камне повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим от книжного устава, а обычной «проволочной» вязью грозненского времени. Это означает, что значительно позже кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил новую плиту, когда первая растрескалась.

Так, наконец, получили объяснение встречавшиеся ранее загадочные несоответствия дат, написанных на плитах, и особенностей оформления — шрифтов и орнаментов. Например, в том же монастыре в конце 1970-х годов была найдена плита инока Сергея Абрамова, датированная 1510-м годом, но ее особенности указывали на более позднее время.

Название изображения