25 августа 2015 года в подмосковном городе Жуковском открылся 12-й Международный авиационно-космический салон (МАКС), одна из уважаемых мировых авиационных и космических выставочных площадок. Можно своими глазами увидеть опытные образцы российских летательных аппаратов — и гражданской авиации, и боевые комплексы, и даже ряд экспериментальных установок, которые на сегодняшний день не могут демонстрироваться за рубежом. И можно составить представление о действующих тенденциях, равно и фундаментальных, и прикладных.

Одна из ключевых идей авиасалона в Жуковском — демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с использованием передовых достижений зарубежных партнеров. Значительное место в программе МАКСа занимают деловые встречи, заключения партнерских соглашений, научные конференции и симпозиумы. И все это проходит на очень высоком уровне.

На МАКС свои разработки традиционно привозят все ведущие конструкторские бюро, авиастроительные корпорации, научные институты и ВУЗы России. Здесь и МАИ, и МГТУ им.Баумана, МГУ им.Ломоносова, и многие другие.

На стенде Томского политехнического университета можно познакомиться с интересной практической разработкой для космических аппаратов: особым покрытием иллюминаторного стекла, защищающем его от воздействия частиц космического мусора. «Это микропылинки, которые летают с очень большими скоростями, порядка 1 км в секунду, — рассказывает инженер Владимир Красновейкин, — они вызывают эффект помутнения стекла космического иллюминатора. За иллюминаторами на орбитальных аппаратах, как правило, находятся приборы, ведущие наблюдения земной поверхности, поэтому помутнение стекол существенно сказывается на качестве наблюдений и измерений. Мы разработали метод нанесения на стекло нескольких слоев металлокерамического нанопокрытия, которое, не снижая прозрачности стекла, надежно его защищает. Промежуточный релаксационный слой — это ионы никеля, они частично проникают в само кварцевое стекло при температуре порядка 300 градусов, частично распределяются по поверхности. Этот слой не позволяет энергии удара микрочастицы концентрироваться в одной точке, распределяя ее не некий участок поверхности. Такое распределение существенно снижает силу воздействия и сохраняет поверхность. Поверх никеля наносится сложный карбид алюминия и кремния. Карбид обладает очень высокой твердостью, лишь вдвое уступающей твердости алмаза. В целом эти два слоя дают очень хороший долго сохраняющийся эффект».

Эта разработка пока не проходила испытаний в космосе, только наземные, но авансом пользуется популярностью. Отдельная важная задача для Томска — разработка аналогичного покрытия для солнечных батарей. Микрочастицы, разогнанные до космических скоростей, оказывают на батареи неблагоприятное воздействие, снижая их эффективность и сокращая срок службы.

Московский университет (МГУ) в этом году на МАКСе выступает с очень обширной экспозицией. Причем наряду с большой наукой, немалое место в ней уделяется разработкам самых юных конструкторов из Аэрокосмической школы МГУ — например, школьным микроспутникам, которые дети делают своими руками. В выставке участвуют разные факультеты и лаборатории. Представлены, например, автожир, позволяющий доставлять грузы на больше расстояния в условиях Крайнего Севера, и разного рода тренажеры-симуляторы, которые все желающие посетители выставки могут опробовать на себе. «Эти разработки уже внедряются в подготовку космонавтов, — рассказывает Александр Прохоров, заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ. — они проходят согласование и приемку. Также здесь можно познакомиться с работой Мобильной астрономической системы телескопов-роботов "МАСТЕР" — это глобальная сеть, разработанная учеными МГУ, ее цель — отслеживать все видимые небесные события — отслеживать гамма-всплески, тёмной энергии посредством открытия и фотометрии сверхновых (в том числе SNIa), вести поиск экзопланет, открытие малых тел Солнечной системы, мониторинг космического мусора и многие другие фундаментальные задачи. Это передний край науки.»

МГУ им Ломоносова, КИ им.Туполева (Казань) и МГТУ им.Баумана представляют на выставке совместный стенд, посвященный новым композитным материалам для авиастроения и созданию из них новых типов конструкций. «Разработки этих трех уважаемых организаций дополняют друг друга. МГУ — химический факультет, отвечает, в основном, за материалы, — рассказывает Алексей Кепман, зам. генерального директора в Институте новых углеродных материалов и технологий. — КИ исторически отвечал за технологию, а МГТУ — за проектирование и расчеты композитных конструкций. Объединяя наши усилия в этих направлениях, мы можем выполнять большие проекты. Мы в МГУ разработали целый ряд армирующих углеродных тканей и полимерных связующих. Базовые фундаментальные исследования на химфаке МГУ позволили разработать ряд материалов, высоко конкурентоспособных не только на отечественном, но и на мировом рынке. Сейчас очень активно развивается технология вакуумной инфузии, когда сухой армирующий наполнитель пропитывается низко-вязким связующим, и наши разработки в области химии позволили создать материалы с исходной очень низкой вязкостью, которые после отверждения дают очень высокие физико-механические характеристики».

Эти материалы уже сегодня активно используются, например, при производстве беспилотных летательных аппаратов, не за горами и внедрение их в «большую» авиацию. Все эти разработки — часть программы «Технологической долины» МГУ, которая позволит довести их до промышленного уровня.

Организаторы авиасалона МАКС считают, что такого рода мероприятия способствуют повышению уровня интеграции России в мировое аэрокосмическое сообщество и расширения внутренних и внешних кооперационных связей, стимулируют научное и инженерное сообщество страны к созданию собственных фундаментальных решений и разработок. Впрочем, в эпоху тотального «импортзамещения через колено» слова о кооперации и интеграции с внешним миром сильнее обычного рискуют остаться лишь словами.