Научный сотрудник центра «БиоКлимЛанд» при Томском государственном университете, постдок из Италии, Роберто Каццола Гатти, провел эксперимент, опровергающий мнение, что собаки не имеют самосознания. В своем исследовании вместо типичного «зеркального теста» он использовал обонятельные сигналы собак. Результаты работы опубликованы в журнале Ethology, Ecology & Evolution.

Способность отделять себя от других выявлена — кроме людей — у высших приматов, некоторых видов дельфинов, муравьев и слонов. Чаще всего способность к самоидентификации говорит о наличии способности к эмпатии (сопереживанию) и связывается с работой зеркальных нейронов. Их наличие дает способность учитывать поведения другого, что дает тому или иному виду значительное эволюционное преимущество.

Обычно эта способность устанавливается в ходе «зеркального теста»: на лицо или тело животного незаметно для него наносится пятно. Через некоторое время его подводят к зеркалу. В случае, если испытуемый замечает пятно и начинает его стирать, ученые отмечают, что он узнал свое отражение в зеркале и, таким образом, обладает самосознанием. Собаки, как правило, с этим заданием не справляются.

Однако Роберто Каццола Гатти решил пойти другим путем: «Собаки менее чувствительны к визуальным стимулам, чем люди или обезьяны. Поэтому в данном исследовании я решил воспользоваться наиболее сильной сенсорной стороной собак — их обонянием», — рассказал исследователь.

Для эксперимента были взяты образцы мочи собак. Спустя некоторое время животных запускали в вольер, в котором несколько предметов пахли их собственной мочой, а один — нет (нейтральный запах). Ученый засекал время и наблюдал, сколько времени собаки проводят над каждым предметов. Результаты были поразительные. Стало очевидно, что собаки способны узнавать себя по запаху, поскольку над «своими» предметами они проводили достоверно меньше времени, чем над «чужим». Они старательнее его обнюхивали, в то время как вещи, которые пахли их собственными выделениями, животные узнавали быстро.

«Скорее всего, животное не интересовалось своим собственным запахом, потому что узнавало его. Это дает нам повод считать, что в определенном смысле самоосознавание у собак существует», — объяснил исследователь.

Другой немаловажный вывод — способность к узнаванию себя, и, возможно, самосознание у собак, как и у людей и обезьян развивается с возрастом.

Всего в эксперименте, длившемся около года, приняло участие четыре собаки. Стоит отметить, что до сих пор для определения способности собак к самоидентификации комплексного эксперимента,  который учитывал бы не только зрительные, но и ольфакторные (обонятельные) сигналы, никто не проводил. Впрочем, владельцы собак никогда и не сомневались в наличии у их любимцев самосознания и способности к сопереживанию.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что собаки воспринимают речь так же, как и люди и могут различать радостные и сердитые лица.