На экономическом факультете МГУ прошла четвертая ежегодная международная конференция «Изменение стратегий образования в условиях изменяющейся профессиональной среды», организованная Центром языков и межкультурной коммуникации кафедры иностранных языков Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Российским представительством издательства «Макмиллан». В конференции приняло участие более 500 человек, представляющих более 70 вузов Москвы и других регионов (Самара, Нижний Новгород, Владикавказ, Санкт-Петербург, Калининград, Казань и другие), а также более 180 образовательных учреждений РФ (языковые курсы и школы).

Конференция проводится четвертый год и стремительно набирает популярность, самая большая аудитория экономического факультета уже с трудом вмещает всех желающих. Участвуют в первую очередь преподаватели английского языка в вузах, а также школьные учителя, методисты и профессионалы, чья деятельность связана с этой сферой.

Три фактора успеха

Организованная Центром языков и межкультурной коммуникации конференция с полным основанием выделяется среди множества аналогичных мероприятий.

Первое — тематика конференции. Каждый год она разная и неизменно отражает актуальные тенденции развития образования, старается ответить именно на те вопросы, которые обсуждают и педагоги на кафедрах своих вузов, и ученые на страницах научных журналов. В прошлом году речь шла о компетентностном подходе в преподавании английского языка, в 2016-м основной темой стал ответ на вызовы современного рынка труда.

​   ​​   Конференция «Изменение стратегий образования в условиях изменяющейся профессиональной среды»

Мир, а вместе с ним и специфика рынка труда, меняются очень быстро, английский язык как прикладной инструмент будет бесполезен, если не будет успевать за этими переменами. Какой английский понадобится нынешним студентам, когда они начнут работать, какие знания и навыки должны быть первостепенными — на эти вопросы участники конференции пытались найти ответы и на пленарном заседании, и в работе тематических секций.

«Для того чтобы понимать, какой предмет мы преподаем, мы должны постоянно отслеживать изменения в языке и в том, какие студенты к нам приходят. Среда требует от студентов новых навыков, мы не можем не учитывать и развития технологий, то есть мы должны учитывать ту среду, в которой придется действовать будущим выпускникам», — отметила в своем выступлении руководитель регионального отдела издательства Макмиллан Алла Юрьевна Солуянова.

Вторая особенность конференции — интересные спикеры. В ходе конференции своим опытом делятся не только специалисты российских вузов, но и ведущие мировые эксперты, которые приглашаются Издательством «Макмиллан». Так, в этом году на конференции выступили автор нескольких популярных учебников Алан Пульвернесс (Alan Pulverness), академический директор Норвичского Института языкового образования (NILE), а также Стив Тейлор-Ноулз (Steve Taylore-Knowles), автор книги «Exploring Digital Competence with Open Mind» .

Наконец, третий и немаловажный фактор успеха конференции — это активно создаваемое и расширяющееся академическое сообщество. Участники не просто приезжают на конференцию со всей страны послушать лекторов, но и активно обмениваются здесь опытом, устанавливают связи, планируют совместные проекты.

Цифровая компетентность и проблемы перевода

Пленарное заседание началось с выступления одного из организаторов и вдохновителей конференции, заместителя заведующей кафедрой иностранных языков по научной работе экономического факультета МГУ Елены Павловны Клейменовой, которая кратко рассказала об истории развития партнерских отношений с издательством Макмиллан. Основной акцент ее выступления был сделан на ключевых моментах модели непрерывного языкового образования на экономическом факультете МГУ. Кафедра иностранных языков экономического факультета МГУ всерьез задумалась о том, как в новых условиях учить студентов английскому, еще в начале 1990-х годов. Факультет постепенно стал центром притяжения и для многих преподавателей иностранных языков, работающих как в сфере экономики и бизнеса, так и в других областях.

​   ​​  Конференция «Изменение стратегий образования в условиях изменяющейся профессиональной среды» ​​   ​

На сегодняшнем этапе главная задача — дать студентам такой уровень языка, который позволил бы им вливаться в международную научную и образовательную среду. «Практика показывает, что наши выпускники востребованы и конкурентоспособны на рынке труда во многом благодаря высокому уровню профессиональной языковой подготовки», — сказала Елена Павловна Клейменова.

Большой интерес вызвал доклад Стива Тейлора-Ноулза на пленарном заседании конференции. Фокус исследовательского интереса ученого — вопросы «цифровой компетентности». Digital competence — понятие широко распространенное в мире в последнее десятилетие. В работах Стива Тейлора-Ноулза рассмотрен очень детально этот вопрос, и свои идеи автор подробно изложил в своем выступлении на конференции в МГУ.

«Чем больше я путешествую и разговариваю с людьми, тем больше вижу, какую роль приобретает цифровой мир, — начал он свой доклад, подчеркнув, что такие изменения выводят на первый план совершенно новые компетенции. — Сегодня нельзя быть частью общества без набора компетенций, связанных с технологиями».

Докладчик обозначил основные сферы цифровой компетенции. Это работа с информацией: умение искать, анализировать, отбирать, размещать и хранить цифровую информацию. Это и коммуникация — умение выстраивать взаимодействие разного рода в цифровой среде. Еще одна сфера — создание и редактирование контента в разных форматах от текста до видео. Часть цифровой компетенции — это владение навыками и знаниями по обеспечению собственной безопасности и безопасности данных. И, наконец, навыки решения проблем, то есть их идентификация и поиск цифровых ресурсов для решения.

Второй большой доклад пленарного заседания касался возможностей совершенствования профессионального мастерства преподавателей. Алан Пульвернесс представил слушателям разработанную им методику оценки эффективности преподавания. По его словам, проведение таких исследований работает на постоянное профессиональное развитие преподавателя и мотивирует его, помогает преподавателю по-новому взглянуть на эффективность применяемых им дидактических приемов.

Во второй половине дня работа продолжилась в трех секциях. В ходе работы первой секции участники могли познакомиться с новейшими цифровыми решениями издательства Макмиллан и поделиться опытом использования образовательной электронной платформы издательства.

Организатором второй секции выступил филологический факультет МГУ. Она была посвящена проблемам перевода и интерпретации текста, как с точки зрения обучения переводу в вузе, так и с точки зрения тенденций в самом английском языке.

В рамках третьей секции продолжилось обсуждение использования информационных технологий в образовании и обучении иностранным языкам. Преподаватели кафедры иностранных языков экономического факультета поделились опытом применения различных IT-технологий на различных этапах и в различных областях обучения.