21 июня на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошла форсайт-сессия "Медиапрофессии XXI века", посвященная обсуждению образовательных и профессиональных стандартов журналистского образования, оценке перспектив развития рынка медиакоммуникаций, выработке стратегий взаимовыгодного сотрудничества медиаиндустрии и высшего образования. Мероприятие было организовано факультетом совместно с Федеральным учебно-методическим объединением "Средства массовой информации" и Учебно-методическим советом российских университетов по журналистике. 

"Если индустрию не удовлетворяют учебные планы и образовательные стратегии, давайте послушаем наших профессионалов-визионеров из медиа, уже показавших новые модели развития", - предлагает Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, призывая представителей вузов "быть готовыми дать ответ на эти запросы". Важность взаимодействия университетов и работодателей подчеркнул в приветственном слове участникам сессии и Константин Валерьевич Миньяр-Белоручев, проректор МГУ — начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования. Он уверен, что учебным заведениям стоит актуализировать образовательные стандарты и готовить только необходимых рынку специалистов. "Есть те, кого учит, кто учит, но нельзя забывать и о тех, для кого мы учим", - резюмировал проректор. 

"Медиапрофессии XXI века"


В рамках первой панельной дискуссии руководители СМИ и медиа-аналитики обсуждали те компетенции, которых не хватает сегодняшним выпускникам профильных факультетов и спорили о том, что первично – контент или технологии. Юрий Погорелый, исполнительный директор Службы финансово-экономической информации "Интерфакса" считает, что студентам необходимо не только получить знания в необходимом объеме, но и попробовать себя в решении конкретных кейсов, научиться создавать собственные проекты еще в период университетской жизни. Дмитрий Медников, заместитель генерального директора холдинга ФГУП "ВГТРК", поддержал коллегу, добавив, что сегодняшней молодежи не хватает умения работать в коллективе, а индустрии необходимы "командные игроки – смелые, бодрые, инициативные". Говоря о компетенциях и навыках, которым должны научить вузы будущих профессионалов, редакционный директор медиапроектов Mail.RU Group Сергей Паранько был краток, попросив преподавателей факультетов просто "производить думающих людей". 

О новых инструментах создания контента и каналах передачи информации рассуждал Всеволод Пуля, главный редактор RussiaBeyondTheHeadlines. "Технологии, безусловно, сильно влияют на журналистику и порой становится сложно понять, куда развивается наша индустрия. Однако сами журналисты часто забывают ответить себе на вопрос, зачем им нужна эта новая технология, что они ей хотят сказать, для чего необходимы именно эти инструменты", - заметил спикер, добавив что его младшие коллеги часто не понимают и запросов своей целевой аудитории, "не держат в голове ее портрета". 

Эту мысль подхватила и медиаэксперт Наталья Лосева, акцентировавшая внимание на том, что сегодня каждый человек, производящий контент, должен понимать, что и когда потребители медиа будут готовы воспринимать. Однако, по ее мнению, сегодня это понимание у профессионалов отсутствуют. Так же участница дискуссии затронула и злободневный вопрос трудоустройства выпускников профильных факультетов. Эксперт отметила интересную особенность, что окончившие факультеты журналистики специалисты одновременно и имеют одни из самых высоких зарплат, и меньше всего трудоустраиваются по специальности. "Влияние различных игроков на нашем информационном поле меняется, функции СМИ как института уходят от средств массовой информации в классическом понимании к другим организациям, корпорациям. Сейчас нужно услышать запросы работодателей и помочь будущим выпускникам правильно сформулировать свои ожидания", - посоветовала Лосева. 

На второй панельной дискуссии участники сконцентрировались на поиске в журналистском образовании баланса между фундаментальным гуманитарным знанием и профессиональной практикой. "Неважно, на кого ты будешь учиться, ведь точно определиться с тем, кем ты будешь работать всю жизнь, в 16 лет нельзя. Студентов воспитывает вся университетская среда, а сами университеты должны давать фундамент, возможность соображать и анализировать", -уверен Алексей Гореславский, исполнительный директор по медиа "Rambler&Co". О несомненной важности вузовского образования говорила и Яна Чурикова, руководитель телеканала "MTV Россия". "Университет – это корабль и носитель традиций, а индустрия – вода, по которой он плывет", - метафоризировала она, добавив, что в мире медиа особенно тяжело писать образовательные стандарты, ведь сами требования к профессии постоянно меняются, и пока все требования будут утверждены в разных инстанциях, рынок будет ставить уже другие задачи. "Научиться писать можно только на практике, но понимание того, что такое медиаиндустрия, можно обрести только здесь", - сказала Чурикова, уточнив, что одних навыков создания хороших текстов сегодня недостаточно – нужны настоящие универсалы, способные создавать разные виды контентов для разных типов СМИ. 

"Медиапрофессии XXI века"


Участники форсайт-сессии и в рамках второй дискуссии вернулись к вопросу технологий журналистского труда. Медиаэксперт Ашот Габрелянов выразил идею, что именно технологии формируют запросы, а, значит, их и стоит осваивать в первую очередь. В то же время, по его мнению, уже сегодня часть специальностей в профессии "отмерла" за ненадобностью - верстальщики печатных СМИ, видеомонтажеры, скоро на смену журналистам активно придут роботы-новостники. "У робота нет эмоций и связей с другими индивидуумами, а в журналистике это важно", - парировал Гореславский. Яна Чурикова выступила с центристской позицией, предположив, что "технологии должны стимулировать работников медиа к новым творческим порывам". 

Кульминационной точкой рабочего дня стало выступление заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Констатиновича Волина. "Журналистики как таковой в 21 веке не существует. Есть медиакоммуникации, медиасфера, в которой существует журналистика. Она состоит из двух важных частей: история журналистики, которая дает представление о том, что было в индустрии раньше и практическая журналистика", - заявил спикер, отметив, что учиться в вузах все-таки необходимо, хотя сейчас, на его взгляд, они выполняют другие функции в жизни общества. 

"Сегодня люди идут в университет не чтобы выйти готовыми специалистами. Университет может дать три вещи: базовую эрудицию и кругозор; умение систематизировать полученный материал; возможность социализации, обретение связей и контактов. Следовательно, идти надо в хорошие вузы, из которых выходит правильная публика", - считает Волин. А вот практическим навыкам необходимо учиться по 4 - 6 месяцев в конкретных СМИ, ведь "в каждой редакции практическая журналистика своя". 

По завершении дискуссий деканы, директоры, методисты и ведущие преподаватели факультетов и отделений журналистики Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Томска, Казани, Новосибирска, Воронежа, Ставрополя, Челябинска, Ульяновска и других городов России продолжили работу в рамках воркшопа "Проектирование новой образовательной программы по направлению «Журналистика»" под руководством Сергея Александровича Пилипенко, заместителя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, и Марии Михайловны Лукиной, заместителя декана факультета журналистики МГУ, ответственного секретаря Федерального учебно-методического объединения и заместителя председателя Учебно-методического совета по журналистике.