Команда ученых из Белоруссии, Великобритании, США и Японии под руководством Джима Смита (Jim Smith) из университета Портсмута (Великобритания) показала, что животные активно осваивают территории вокруг Чернобыльской атомной электростанции, объявленные зоной отчуждения после катастрофы в 1986 году. Статья об исследовании опубликована в журнале Current Biology.

Работа базировалась на данных, много лет собираемых экологами из Полесского государственного радиоэкологического заповедника в Белоруссии — ученые имели возможность сравнивать развитие фауны на зараженных территориях и в заповедниках на территории страны. В частности, ученые совершили множество вертолетных облетов зоны отчуждения, подсчитывая самих животных и их следы, а также изучали другие факторы, которые могли влиять на популяции — от эпидемий до погодных условий.

Анализ показал, что численность многих животных на настоящий момент превышает численность на других территориях и предположительность ту численность, что была до катастрофы. Например, количество волков в окрестностях Чернобыля в 7 раз больше, чем в белорусских заповедниках и заказниках. Рекорды бьют также популяции других небольших млекопитающих.

Авторы статьи не утверждают, что радиация полезна для животного мира, но считают, что популяции умеют достаточно быстро восстанавливаться от ее влияния, несмотря на вред для отдельных особей. И деятельность человека — сельское хозяйство, охота и так далее — приносит, по их мнению, природе значительно больше вреда, чем радиационное поражение.

Однако некоторые эксперты настроены скептически по отношению к выводам исследовательской группы. В частности, эколог из Университета Париж-юг во Франции Андерс Моллер (Anders Møller) выразил недоверие к данным белорусских коллег, слова ученого приводит сайт журнала Science. «Достаточно много моих тамошних коллег находились под домашним арестом несколько лет из-за публикации негативных результатов. Поэтому я полагаю, что должны быть независимая проверка данных», — сказал он. Однако руководитель исследования Джим Смит заявил в интервью изданию, что полностью доверяет собранным белорусскими коллегами данным. «Я работаю с белорусскими коллегами уже больше 20 лет и считаю, что они ничуть не менее, а может и более принципиальны, как и западные ученые», — заявил он.