Самцы австралийских бородатых агам (Pogonavitticeps) при температуре воздуха выше 32°C начинают превращаться в самок, причем даже более плодовитых, чем обычные. Такое удивительное открытие сделали биологи из университета Канберры (Австралия), под руководством постдока Клер Холлили (Clare Holleley). Их статью в журнале Nature пересказывает агентство Associated Press.

У бородатых агам пол определяется хромосомами Z и W, а не X и Y, как у людей. Особь с набором ZZ — самец, ZW — самка.

Холлили с коллегами поймали в дикой природе, в австралийской провинции Квинсленд 131 агаму и обнаружили, что 11 из них имеют мужской набор хромосом ZZ, однако функционально являются самками. Более того, такие «транссексуалы» оказываются даже более плодовитыми, чем обычные самки и откладывают больше яиц.

Фактор, который заставляет самок агам превращаться в самцов, уже обнаружен — это температура окружающей среды. Лабораторные исследования показали: первые «транссексуалы» у этих рептилий появляется уже при температуре 32°C, а когда столбик термометра достигает 36°C, пол меняют уже 100% ящериц.

Интересно, что у потомства самок-«транссексуалов» пол определяется уже не набором соответствующих хромосом, а опять-таки температурой окружающей среды.

Также надо сказать, что природа штата Квинсленд благоприятствует смене пола у бородатых агам: среднегодовые температуры в последние 40 лет растут здесь быстрее, чем в любой другой области Австралии.

В принципе, определение пола не генами, а температурой — не новость для рептилий. Например, пол крокодилов определяет температура инкубации яиц, из которых они вылупляются. Но австралийские агамы уникальны тем, что пока только у них обнаружена смена пола уже во взрослом возрасте, под действием этого фактора. Это открытие «демонстрирует, что резкие климатические изменения могут очень быстро и фундаментально изменить биологию организма», — сказал Холлили.

Возвращаясь к вопросам пола, отметим, что и у людей с ними все непросто, причем на самых фундаментальных уровнях — генетическом, клеточном и гормональном, так что каждый из нас может, сам того не подозревая, являться отчасти мужчиной, а отчасти женщиной. О том, как такое возможно, рассказывается в статье «Проблема пола: ученые считают, что дело не сводится к "М" и "Ж"» на портале Научная Россия.