Сегодня, 26 мая 2015 года, состоялась встреча преподавателей РГГУ с руководством университета. Итогом ее стал фактический отказ ректора РГГУ Ефима Пивовара и проректора Александра Безборода от разговора по существу — оба они безвременно, один за другим, покинули встречу. Оставшиеся в зале преподаватели подписали составленное на месте короткое письмо, в котором отказались признавать действующими дополнительные соглашения к контрактам, навязанные администрацией РГГУ (текст см. в конце). О подробностях нам рассказали участники событий.

Как уже рассказывал портал Научная Россия, главными пунктами противоречий стали два — ежегодное перезаключение контрактов с «профессорско-преподавательским составом», как это называется на бюрократическом языке, и сохранение на своих позициях в университете людей, уличенных в плагиате. В последние два года контракт заключается в сентябре формально на год, но фактически всех увольняют в конце июня. По всей видимости, университет экономит таким способом зарплату за июль и август.

В результате в начале академического года преподаватели должны заново бегать за многочисленными справками, а процесс заключения новых договоров затягивается хорошо если только до октября, так что и в сентябре многие работают фактически бесплатно. Затрудняется планирование учебного процесса. Да и вообще вся ситуация выглядит унизительной, особенно для пожилых людей. О том, как влияет на репутацию вуза и на мотивацию студентов и преподавателей сохранение плагиаторами своих высоких постов можно подробно не говорить.

Вновь приблизился июнь, когда практически все преподаватели должны быть уволены. Но на сей раз у руководства вуза потребовали объяснений, особенно на фоне скандальных результатов недавних выборов в Ученый совет. Было написано письмо с обращением к ректору с просьбой обсудить сложившуюся практику (подробнее см. «Преподаватели РГГУ протестуют против одногодичных договоров и «липовых» диссертаций»).

И вот встреча, названная почему-то «коммуникативной площадкой», формально состоялась, хотя и прошла в несколько странной манере и закончилась несколько преждевременно. Для начала проректор Александр Безбородов, вспомнив о недавних бурных событиях во время лекции «борца с революциями» Ивана Старикова (оказавшейся по существу и форме пропагандой совсем не академического толка), заявил, что «если будем поминать скандальное событие в стенах РГГУ, которое, слава богу, было сорвано не нашими», если «провокаторы будут что-то вывешивать», то встреча будет прекращена. Очевидно, такое вступление на встрече со взрослыми людьми не способствует взаимному доверию.

Далее последовали объяснения ректора РГГУ Ефима Пивовара, из которых так и не стало ясно, почему преподавателей именно в РГГУ — в других вузах такая практика не распространена — надо переводить на такие унизительные контракты. Суть аргументов ректора сводилась к формальным причинам — изменениям в государственном финансировании, заставляющим планировать объем работ и оплаты не более чем на один год, а также к тому, что пока «никого не уволили». Сразу несколько участников собрания отметили, что ректор зачастую говорил резко и грубо.

Далее ректор неожиданно заявил, что готов выслушать «вопросы» (в начале встречи речь шла о «вопросах и выступлениях») — естественно, выступления приняли форму вопросов. Слово взяла Нина Брагинская, — проректор, он же модератор, сначала пытался не дать ей слова, а потом прервать выступление, — и через пару вопросов после ее темпераментной речи ректор вспылил и ушел. Надо заметить, что по существу предложения Нины Брагинской звучали умеренно и разумно — ввести систему трех- и пятилетних контрактов для сотрудников, проработавших более 10 лет в РГГУ (включая аспирантуру).

Но вопросы продолжались, и дискуссию теперь вел проректор Безбородов, хотя и без особого успеха. Выступил Сергей Зенкин, доктор филологических наук и главный научный сотрудник ИВГИ им. Е.М. Мелетинского, с вопросом о судьбе членов диссертационного совета, которые были уличены в плагиате. Он предложил не устраивать против них административных репрессий, но опубликовать официально, на сайте РГГУ, исчерпывающую информацию о фальшивых диссертациях, которые утверждались советом.

В ответ Безбородов сообщил, что некая специальная комиссия — о ее существовании непричастные к администрации РГГУ участники собрания услышали впервые — уже расследовала деятельность диссертационного совета, и теперь вся собранная ею информация «известна ректорату». Что это значит, каковы результаты ее работы и каковы должны быть последствия ее работы, осталось неизвестным, но можно обратить внимание на то, что участники «фабрики диссертаций» продолжают оставаться на своих местах. Затем проректор Безбородов тоже покинул зал, а оставшиеся (см. фотографию) написали письмо, текст которого приводим ниже.

Ученому совету РГГУ
от собрания преподавателей и сотрудников РГГУ

Заявление

По результатам собрания и обсуждения проблемы годичных контрактов (навязанных одной из договаривающихся сторон) — считать ничтожными (недействительными) дополнительные соглашения о продлении трудовых контрактов на год для всех, кто работает в РГГУ от десяти и более лет (включая аспирантуру). Тем самым по закону эти договоры становятся бессрочными. Предлагаем Ученому совету принять решение об аттестации всех этих сотрудников через год. Таким образом мы не нарушим годичные планы администрации по финансированию и вернем ситуацию в правовое русло.

26 мая 2015 г.

Приложение: рукописный текст письма с подписями участников собрания (2 листа).