Ученые из института ядерной физики Макса Планка проанализировали данные о вспышке на комете Чурюмова-Герасименко, зафиксированные в феврале космическим зондом «Розетта», и определили ее причину. Об этом сообщает сайт Европейского космического агентства.

Несмотря на то, что миссия «Розетта» вот-вот закончится (об этом, как и о достижениях «Розетты» сообщал портал Научная Россия), огромный массив информации, собранный зондом, будет изучаться и анализироваться учеными еще очень долго. Сейчас немецкий астрофизик Эберхард Грюн (Eberhard Grün) смог определить, что привело к вспышке, зафиксированной на комете 19 февраля. По счастливой случайности, в момент вспышки большая часть из девяти основных приборов «Розетты» была направлена на комету, и таким образом, хотя момент будущей вспышки определить заранее было невозможно, но было получено много различных связанных с ней данных.

В 9:40 утра оболочка кометы вдруг стала намного ярче. В течение следующих двух часов резко усилилось количество пыли, окружавшей комету, и повысилось ультрафиолетовое излучение, температура окружающего газа выросла на 30 градусов. В 11:15 количество частиц пыли, зафиксированных приборами «Розетты» равнялось почти 200, хотя в обычное время их бывает не больше 3-10. В то же время навигационные приборы, установленные на «Розетте», зафиксировали резкое усиление света, возникшее в результате вспышки. В последующие дни наблюдалось резкое усиление пылевой оболочки кометы.

Проанализировав все полученные данные, ученые пришли к выводу, что вспышка произошла из-за оползня на склоне большой котловины на поверхности кометы. Эта часть кометы как раз только что вышла из тени и, очевидно, изменение температуры вызвало оползень, что в свою очередь привело к непосредственному воздействию солнечного света на большой слой льда. Лед сразу же превратился в газ, поднявшийся вместе с большим конусом пыли.

Ученые надеются, что изучение этой вспышки поможет им не только точнее выяснить ее механизм, но и разобраться в целом в механизмах вспышек, происходящих на поверхности кометы.