8 октября 2013 года ударная волна от вспышки на Солнце достигла пояса Ван Аллена, защищающего Землю от радиационного излучения. Группа американских астрофизиков под руководством Джона Фостера (John Foster) из Массачусетского технологического института исследовала, как эта волна взаимодействовала с поясом Ван Аллена. Свои результаты они опубликовали в Journal of Geophysical Researchсообщается на официальном сайте института.

Годом ранее на орбиту были выведены два спутника Van Allen Probes, предназначенные для исследования радиационного пояса Земли, области в которой накапливаются и удерживаются высокоэнергичные заряженные частицы. Таким образом, радиационный пояс Земли защищает ее от попадания на нее различного космического излучения. Одной из задач этих спутников было понять, каким образом заряженные частицы, попав в пояс Ван Аллена, вылетают из него. Для этого 8 октября 2013, когда очередная ударная волна солнечной вспышки достигла этого пояса, были взяты две пробы, одна незадолго до, а другая еще через час после первой, когда ударная волна уже прошла.

Как оказалось, в момент ударной волны количество свободных электронов увеличивается в 10 раз, а энергия составляет от 3 до 4 миллионов электронвольтов. В результате этого происходит разного рода колебания, из-за которых электроны могут попасть в резонанс с радиационным полем, что приводит к еще большему выделению энергию.

По словам Фостера, изученная ударная волна не является очень сильной, поскольку по-настоящему сильные волны могут привести к поломкам оборудования. С этим связано то, что космические аппараты и спутники при прохождении магнитосферы по возможности минимизируют использование электроники, что недопустимо для спутников изучающих магнитосферу.

Мы недавно рассказывали о том, что ученые нашли способ изучения магнитного поля и на других планетах, весьма удаленных от Земли.