Ученые из США и Китая совершили прорыв в регенеративной медицине, разработав малотравматичную операцию по лечению врожденной катаракты у детей. Максимально сохраняя стволовые клетки в хрусталике глаза, им удалось восстановить поврежденный хрусталик. Результаты этой работы опубликованы в Nature, сообщает пресс-служба Медицинской школы Университета Калифорнии в Сан-Диего.

Врожденная катаракта — это помутнение хрусталика глаза при рождении ребенка или сразу после, из-за чего человек вырастает почти слепым. Врожденную катаракту лечат хирургическим вмешательством, от чего случаются осложнения, а успех зависит от возраста пациента. Многие малыши после лечения вынуждены носить защитные очки.

Ученые под руководством доктора Кан Чжана (Kang Zhang), главы Ophthalmic Genetics и ряда научных департаментов в медицинской школе Сан-Диего (США), решили использовать регенеративный потенциал собственных тканей глаза пациента. Чжан с коллегами работали с эндогенными стволовыми клетками, которые находятся в пораженном месте организма, в отличие от стволовых клеток, выращенных в лаборатории. Эпителиальные стволовые клетки хрусталика глаза, или LEC, производят замену клеток хрусталика в течение жизни человека.

Сейчас во время операции по лечению врожденной катаракты LEC внутри хрусталика удаляют, а оставшиеся длинные клетки растут беспорядочно, не принося пользы. Авторы работы пошли другим путем, они создали новую технику операции, максимально сохраняя целостность капсулы хрусталика – мембраны, которая помогает хрусталику сохранять форму. Тем самым открылась возможность стимулировать LEC и восстанавливать хрусталик.

Новую технику испытали на животных, а затем на 12 больных детях возрастом до двух лет. Для контроля наблюдали 25 больных детей, получавших стандартное лечение от врожденной катаракты.

В то время как члены контрольной группы испытывали обычные осложнения, 12 детей, получивших экспериментальное лечение, быстро восстановились через три месяца, у всех у них регенерировались чистые двояковыпуклые хрусталики глаз.

Теперь ученые собираются распространить свой метод лечения на возрастных пациентов с катарактой.