В Великобритании стартует Национальная программа развития квантовых технологий (National Quantum Technologies Programme), в развитие которой в ближайшие пять лет правительство вложит £270 миллионов. Об этом, как сообщает журнал Science, официально заявил сегодня министр по научным вопросам Великобритании Грег Кларк.

Программа предусматривает создание в стране четырёх научных центров («хабов»), в которых будут заниматься квантовыми исследованиями и внедрением новых квантовых технологий в промышленность. В этой работе в общей сложности будут участвовать 17 университетов и 132 компании.

Четыре «хаба» будут созданы на базе четырёх британских университетов, каждый будет иметь свою специализацию. Университет Йорка в сотрудничестве с компаниями Toshiba и British Telecom будет разрабатывать телекоммуникационные системы. Университет Глазго вместе со своими партнёрами сфокусируется на квантовых сенсорах и квантовых изображениях. Университет Оксфорда займётся квантовой вычислительной техникой и симуляциями реальности, а университет Бирмингема — квантовой метрологией, достижения которой позволят точно измерять гравитацию, магнитные поля и другие важные физические параметры.

Координировать работу всех четырёх центров будет Квантовый метрологический институт (QMI) при Национальной физической лаборатории (NPL) в лондонском Теддингтоне.

Руководители программы полны оптимизма. «Здесь, в Великобритании, у нас накоплены большие научные силы для квантовых исследований, как в университетах, так и в NPL, — говорит руководитель QMI, профессор сэр Питер Найт. — Новая правительственная программа позволит вывести эту науку из лабораторий и применить её на практике, в реальном мире. QMI поможет коммерциализации квантовых исследований, предоставив изобретениям авторитетную валидацию, которая позволит подготовить их к внедрению на рынок и даст бизнесу и потребителям полную уверенность в безопасности и эффективности новых технологий».

В то же время, руководитель бирмингемского «хаба» Кэй Бонгс говорит, что компании-производители «очень голодны» в отношении новых квантовых устройств. «Новые гаджеты на основе наших разработок появятся уже в ближайшие 5 лет», — обещает он.

Многие квантовые исследования действительно могут иметь большое прикладное значение. Например, как уже сообщала «Научная Россия», в этом году в США физики сумели получить сверхчистый кремний, применение которого в квантовых компьютерах способно резко ускорить скорость вычислений, оставив все современные вычислительные системы далеко за бортом. А отечественные исследователи из лаборатории квантовой оптики СПбГУ развили теоретическую модель квантовой голограммы, которая способна хранить информацию.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com