На севере Москвы, рядом с Сельскохозяйственной академией им. Тимирязева (МСХА) установлен памятник ученому-биологу академику Николаю Вавилову, погибшему в тюрьме в годы сталинских репрессий.

Идея создать памятник Николаю Вавилову принадлежит академику Владимиру Баутину, бывшему ректору Тимирязевской сельхозакадемии, а теперь ее президенту. Мемориал одобрили столичные власти еще в конце 2008 года. Тогда Российская газета сообщала, что Мосгордума приняла поправки к перечню предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения, в котором числился «памятник академику Николаю Ивановичу Вавилову на территории Тимирязевской сельхозакадемии». Три года назад в вузе открыли музей, посвященный ученому, а недавно, 4 декабря 2015, торжественно открыли памятник — на аллее возле учебных корпусов РГАУ-МСХА, где раньше была установлена мемориальная доска. Открытие приурочили ко дню рождения академии, которой исполнилось 150 лет. Николай Вавилов закончил это учебное заведение в 1911 году.

Памятник возведен на спонсорские средства, собранные выпускниками вуза, сообщает сайт академии. Его автором стал скульптор Лев Матюшин. На церемонии открытия присутствовали сотрудники Тимирязевской академии, председатель комиссии РАН по сохранению и разработке научного наследия академика Н.И.Вавилова член-корреспондент РАН И.А. Захаров-Гезехус, заместитель директора ИОГен РАН д.б.н. А.М.Кудрявцев, хранитель мемориального кабинета-музей Н.И. Вавилова, научный сотрудник ИОГен РАН Т.Б. Авруцкая.

Рассказывая о судьбе Вавилове, часто вспоминают имя другого выдающегося советского генетика Владимира Эфроимсона. На обсуждении документального фильма «Звезда Вавилова», показанного в Политехническом музее в 1985 году, он выступил с пронзительной речью, которая сейчас, на фоне потока «изменников», которых все в большем количестве находят наши спецслужбы в научной среде, все меньше и меньше звучит анахронизмом. Эфроимсон дважды отбывал наказание в лагерях и знал, о чем говорит.

«Он не погиб. Он — сдох! — буквально кричал в микрофон ученый. — Сдох он от пеллагры — это такая болезнь, которая вызывается абсолютным, запредельным истощением. Именно от этой болезни издыхают бездомные собаки. Наверное, многие из вас видели таких собак зимой на канализационных люках. Так вот: великий ученый, гений мирового ранга, гордость отечественной науки, академик Ни­колай Иванович Вавилов сдох как собака в саратовской тюрьме. И надо, чтобы все, кто собрался здесь, знали и помнили это.»

И продолжил: «Палачи, которые правили нашей страной, — не наказаны. И до тех пор, пока за собачью смерть Вавилова, за собачью смерть миллионов узни­ков, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни од­ного из палачей — никто из нас не застрахован от повторения пройденного. Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отве­чающие за каждый свой поступок, за каждое свое слово — наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру… Я призываю вас — помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!» (цитата по изданию Частный корреспондент).

Подробнее о репрессиях в отношении академических ученых и работе по восстановлению исторической справедливости читайте в статье на портале Научная Россия «Российские ученые: возвращение имен».

В России есть еще два памятника Николаю Вавилову — оба в Саратове. Первый монумент установлен в 1970 году на местном кладбище, где в одной из общих могил захоронен ученый. Точное место его погребения неизвестно. Вавилов провел в саратовской тюрьме на Астраханской улице более двух лет, там он и скончался от истощения 26 января 1943 года. Второй памятник возвели в 1997 году в сквере у пересечения площади Кирова и улицы Вавилова. Саратовский государственный аграрный университет носит имя Н.И. Вавилова, в городе есть посвященный ученому музей, где ежегодно проводятся Вавиловские чтения.