Медики давно используют ультразвуковые методы разрушения опухоли. Но если опухоль скрыта костной или очень плотной тканью, то ультразвук поглощается там, затухает и не доходит до цели. Эту проблему решили ученые из лаборатории медицинского и промышленного ультразвука (LIMU) МГУ, которые запатентовали модернизированное устройство для удаления опухоли ультразвуком. Об этом сообщает сайт Роспатента.

Ультразвуковое разрушение опухоли позволяет лечить рак неинвазивно, то есть без разрезания тканей. Опухоль подвергается направленному воздействию ультразвуком, нагревается, в ней происходит денатурация белка и опухоль разрушается, а потом организм освобождается от умершей ткани естественным путем. Так лечат рак молочных желез, печени, поджелудочной железы, матки, глаза и т.д. Используют либо одиночные ультразвуковые импульсы, либо многоэлементные фазированные решетки, позволяющие с помощью электроники перемещать фокус пучка в пространстве.

Проблемы начинаются, когда опухоль скрыта костью или плотными тканями — таковы, к примеру, опухоль мозга или сердца, — так что ультразвук по пути к ним затухает. Простым увеличением мощности пучка проблему не решить, потому что есть физические ограничения по предельно допустимой интенсивности. Увеличением размера решетки тоже.

Над усовершенствованием метода работают многие научные группы по всему миру, в том числе в России под руководством доктора физико-математических наук, профессора физического факультета МГУ Олега Сапожникова. Ученые из МГУ ищут новые механизмы проникновения ультразвуковой волны в мягкие ткани, изучают механизмы взаимодействия биологической ткани с мощной ультразвуковой волной.

Они создали антенную решетку из непериодически расположенных источников ультразвука, размещающихся по спирали. Решетка заполнена источниками на 85%, что гораздо более плотно, чем в аналогичных устройствах. Недавно ученые получили патент на свое изобретение — «Способ и устройство для неинвазивного локального разрушения биологической ткани». Роспатент назвал его «Патентом недели».

«Речь идет об удалении опухолей из самых разных органов: среди них печень, почки, кости, щитовидная железа, желудок, даже глаза — все мягкие ткани, сквозь которые проходят ультразвуковые волны. Особенно актуально, конечно, удаление злокачественных опухолей. В частности, миома матки и рак предстательной железы уже лечатся с помощью ультразвуковых волн в клиниках России и мира. Ультразвук применяется даже в косметических целях: он способен разрушать жировую ткань. Но это достаточно экзотичный метод», — сказал Олег Сапожников.