Китайские ученые, под руководством профессора Хань Гана из палеонтологического центра Бохайского университета (провинция Ляонин), обнаружили на севере КНР, на территории автономного района Внутрення Монголия окаменелый отпечаток растения, предположительно являвшегося самым древним видом отдела Покрытосеменные (Цветковые). Статью об этом открытии, опубликованную в англоязычном журнале Китайского географического общества Acta Geologica Sinica, пересказывает информагентство «Синьхуа».

Растение, которому ученые дали латинское название Juraherba bodae, жило 164 млн лет назад, то есть в середине юрского периода. До сих пор большинство ботаников полагало, что цветковые растения появились только в раннем меловом периоде, примерно 125 млн лет назад. Данная находка отодвигает эту дату назад на 40 млн лет.

Судя по отпечатку в камне, Juraherba bodae имело высоту чуть меньше 4 сантиметров. Оно было травянистым — четко видно множество длинных, узких и острых листьев и несколько стеблей с созревшими плодами на верхушках. Такая схема строения — тоже ботаническая сенсация: согласно господствующим сейчас в научном мире представлениям, предки покрытосеменных (а значит и сами первые представители этого отдела) были древесными растениями.

Неудивительно, что китайский ботаник Ли Бинтао, не участвовавший в этом исследовании, назвал полученные коллегами результаты «великим открытием». «Покрытосеменные растения доминируют во флоре земного шара, однако их происхождение и ранние этапы эволюции во многом остаются загадкой», — сказал он.

Впрочем, пока что сделанные китайскими учеными выводы являются предварительными. Чтобы надежно доказать, что Juraherba bodae — действительно самое древнее цветковое растение, потребуются дальнейшие исследования.

Древние живые существа, давшие когда-то начало новым ветвям древа жизни, нередко имели неожиданный для нас вид. Например, «дедушка» всех черепах оказался бронированной ящерицей, а предки коров, как выяснили ученые, больше всего смахивали на морских свинок.