Международная группа ученых, в состав которой входит томский исследователь Юлия Ковас (ТГУ), выяснила, что успешность в учебе связана с определенными генами, отвечающими не только за интеллектуальные функции, но и за мотивацию, самооценку, психологическое здоровье. Причем эта группа генов имеет значение для обучения по разным школьным предметам. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports, о них также рассказывает сайт Открытая наука.

Исследование проведено на материале проекта TEDS «Исследование раннего развития близнецов», действующего в Великобритании уже около 20 лет. Ученые собрали данные об оценках 12,5 тысяч пар близнецов на госэкзаменах по ряду предметов, данные тестов на уровень интеллектуального развития, а также проанализировали ДНК испытуемых.

Для анализа ДНК использовался близнецовый метод и метод полногеномного анализа сложных признаков. В первом случае сравнивается похожесть монозиготных и дизиготных близнецов, во втором — не связанных родством людей. В данном случае исследователи пытались установить, в какой степени генетические факторы влияют на успешность в сдаче госэкзаменов по разным предметам.

Выяснилось, что влияние на успехи в разных предметах оказывают одни и те же гены. Это так называемый феномен плейотропии, когда один и тот же ген задействован в нескольких процессах. В группе генов, определяющих успешность на экзаменах, оказались не только гены, ответственные за интеллект, но и связанные с другими характеристиками. Ученые объясняют, что при этом разный уровень успеваемости по предметам связан со влиянием среды. «Один ребенок может блестяще сдать экзамен по математике и средне — по родному языку. Мы знаем, что во многом одни и те же генетические факторы оказывают влияние на все школьные предметы. Значит, среда может или содействовать, или мешать проявлению генетических эффектов», — сказала Юлия Ковас.