То, что задумывалось природой как защита на случай голода, впоследствии сыграло злую шутку с человечеством. Массовое ожирение сегодня представляет серьезную медицинскую проблему. Дело в том, что наше тело не видит принципиальных отличий между диетой и недоеданием. Вследствие этого, когда резко снижается калорийность потребляемой пищи, организм увеличивает эффективность метаболизма, сопротивляясь процессу потери веса. Команда исследователей из Университета Айовы и Медицинского центра Айова Сити (США) разработали способ преодолеть этот «режим экономии энергии». Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Therapy.

Новый метод заставляет мышцы сжигать больше энергии, чем обычно, даже при умеренных физических нагрузках. По словам доцента кафедры внутренних болезней Дениса Ходжсон-Зигмана (Denice Hodgson-Zingman), одного из авторов исследования, наши тела изначально «запрограммированы» беречь энергию, и это зачастую работает против нас. Новое исследование показывает, что этот процесс можно взять под контроль в клинических условиях. Однако врачи предупреждают, что разработанный ими метод не отменяет сбалансированного здорового питания и регулярных физических упражнений. В комплексе с этими мерами новый метод гарантирует эффективную потерю лишнего веса.

Ранее ученые обнаружили, что канал АТФ-зависимого белка (KATP) является мощным модулятором энергетической эффективности скелетных мышц. Ученые установили, что блокирование этого канала приводит к тому, что человек при движении теряет достоверно больше энергии, чем обычно. Однако прежде чем начать применять этот метод в терапии ожирения, специалистам нужно убедиться в его безопасности. Прежние испытания на мышах показали, что препарат, ингибирующий KATP, влияет не только на скелетные мышцы, но и на сердце, что является потенциально очень опасным побочным эффектом.

Ученые нашли относительно простое решение для того, чтобы избежать нежелательных последствий. Они произвели специальные синтетические олигонуклеотиды, называемые виво-морфолино (vivo-morpholino), которые локализуют действие препарата в месте своего введения. Инъекции этого вещества в бедренную мышцу мышей показали, что выработка белка, оказывающего энергосберегающее действие, ограничивалось только в этом месте, а производство его в других мышцах организма не подавлялось.

Физические упражнения считаются наиболее эффективным средством борьбы с лишними килограммами, однако не все люди по состоянию здоровья могут позволить себе интенсивные нагрузки. Ученые надеются, что с применением нового препарата даже умеренные занятия позволят добиться эффективного сжигания калорий и снижения веса.

Наш портал следит за новыми технологиями снижения веса. Ранее портал Научная Россия рассказывал, что ожирение частично обусловлено генетически, а также о том, что употребление перца чили помогает сбросить вес.