Сотрудники кафедры физической химии Химического института имени А.М. Бутлерова Казанского федерального университета (КФУ) первыми в мире исследовали твердофазную полимеризацию арилцианатов. Результаты исследования опубликованы в журнале Polymer Chemistry – сообщает пресс-служба КФУ.

Арилцианаты используются в качестве связующих в композитных материалах для создания различных размеростабильных конструкций, в том числе в авиационной и космической промышленности. «Расширение наших знаний о связи между реакционной способностью этих мономеров и их структурой откроет новые возможности для направленного дизайна материалов с заданными свойствами», - поясняет Андрей Галухин, старший научный сотрудник Химического института имени А. М. Бутлерова КФУ.

Авторы исследования первыми рассмотрели твердофазную полимеризацию арилцианатов. Для этого они синтезировали уникальный мономер, обладающий температурой плавления в 403 °С. Процедура сделала твердофазную полимеризацию арилцианатов возможной, поскольку, температура их полимеризации ниже температуры плавления.

Учёные выяснили, что механизмы твердофазной полимеризации и полимеризации в расплаве мономера отличаются числом разрываемых кратных связей мономера на стадии, определяющей скорость протекания процесса.  Также, оказалось, что скорость твердофазной полимеризации не зависит от степени превращения мономера, то есть кинетика описывается реакцией нулевого порядка. Причина подобного поведения кроется в топохимической природе процесса, протекающего в плоских кристаллах мономера – рассказывает пресс-служба КФУ.

Фото: КЦ "Южный"/ЦЭНКИ/Роскосмос