Космическая миссия «ЭкзоМарс» достигла Красной планеты в среду, 19 октября 2016 года. Ее орбитальный модуль Trace Gas Orbiter (TGO) сманеврировал на орбиту, а посадочный модуль «Скипарелли» (Schiaparelli) начал спуск на планету. Сигнал от него пропал, поэтому на данный момент судьба модуля не известна.

Модуль TGO сманеврировал на эллиптическую орбиту Марса после 139-минутного торможения, сообщает пресс-служба Европейского космического агентства (ESA). Его сигнал был подтвержден с земной станции вечером 19 октября. Сейчас орбитальный модуль находится на расчетной орбите, составив соседство 13-летнему аппарату Mars Express.

Посадочный модуль Schiaparelli отделился от TGO 16 октября. Этот 577-килограммовый аппарат предназначен для полностью самостоятельной автоматической посадки на планету. Его создатели предусмотрели несколько ступеней защиты при посадке. У Schiaparelli есть парашют для торможения в атмосфере и защитный жаропрочный щит, которые вступают в работу на высоте 11-7 км. Затем в 1100 метрах от земли включается двигательная система торможения и в двух метрах над местом посадки в ход идет противоударная установка. Контакт с модулем был установлен с помощью гигантского метрового радиотелескопа (GMRT) в Индии. Еще 75 минут оставалось до входа с верхние слои атмосферы Марса, но сигнал от модуля потеряли. Если он успешно приземлился, то у следящей за ним команды ученых будет десять дней, чтобы установить с ним связь. После этого батареи модуля разрядяться.

«ЭкзоМарс» — это совместный проект ESA и Роскосмоса. Два ее аппарата стартовали 14 марта этого года с космодрома «Байконур» на ракете-носителе «Протон». Миссия успешно прилетела к Красной планете и приготовилась к работе. Орбитальный модуль Trace Gas Orbiter предназначен для отработки выхода на орбиту планеты. Два из его инструментов созданы российскими учеными из Института космических исследований РАН. Это комплекс из нескольких спектрографов АЦС (ACS — Atmospheric Chemistry Suite), которые будут искать в атмосфере Марса редкие газы и определять их изотопный состав. Известно, что на Марсе есть метан. Откуда он там? Ученые хотят проверить две из гипотезы. Согласно одной из них, метан на Марсе имеет вулканическое происхождение, по другой — биогенного.

Еще один российский прибор — нейтронный спектрометр ФРЕНД (FREND — Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), который будет искать водород на поверхности планеты. Это важно для выбора места посадки для будущих марсианских миссий.

Посадочный модуль Schiaparelli — тоже демонстрационный. Он отрабатывал технологию посадки на Марс научного ровера. В случае успеха эту технологию применят для доставки на Марс марсохода «Пастер» с научным оборудованием и буром на борту в рамках второго этапа миссии «ЭкзоМарс». Второй этап стартует в 2020 году. Посадочный модуль будет делать Роскосмос.

Следить в реальном времени за миссией «ЭкзоМарс» можно по твиттерам ESAи Роскосмоса.