Нейробиологи из Гарвардского университета (США) во главе с Нараянан Кастури (Narayanan Kasthuri) создали трехмерную карту головного мозга, беспрецедентную по детальности. С ее помощью можно исследовать процессы и связи в мозге почти на уровне отдельных молекул: речь идет о нанометровом масштабе. Статья ученых опубликована в журнале Cell, кратко об исследовании рассказывает The Guardian.

Система устроена так, что автоматически разделяет мозг на тысячи узких слоев, после этого слои окрашиваются по-разному в зависимости от типа тканей, и электронный микроскоп делает снимки каждого слоя. Компьютер опознает разные цвета как особые структуры и после этого «сшивает» общую картинку, чтобы создать 3D-карту.

Авторы статьи показали возможности новой технологии на примере карты зоны мозга мыши, ответственной за сенсорное восприятие.

Существующие на настоящий момент технологии позволяют получать изображения с масштабом максимум микрометр, так что по сравнению с ними разработка американских биологов — огромный шаг вперед. «Один пиксель на снимке МРТ — это примерно миллиард пикселей на нашем изображении», — пояснила Кастури.

Ученые планируют использовать созданный инструмент для изучения нетипичных связей между клетками мозга, которые могут быть причиной таких заболеваний, как депрессия и шизофрения.

Использование технологии — это еще и вызов возможностям современных компьютеров. Дело в том, что, например, трехмерная карта всего мозга мыши в таком разрешении потребует миллиардов гигабайт памяти. По мнению ученых, это станет реальным лишь через 3-5 лет, а что касается мозга человека, то речь идет, скорее, о десятилетии.