Команда астрономов во главе с Питером ван Доккумом (Pieter van Dokkum) из Йельского университета (США) впервые сумели «взвесить» ультрадиффузную галактику, находящуюся на расстоянии 330 млн световых лет от Земли. Отчет об этом достижении опубликован журнале Nature.

Ультрадиффузные галактики были открыты ван Доккумом и его коллегой Роберто Абрахамом (Roberto Abraham) из университета Торонто (Канада) только в прошлом году, с помощью созданного ими комплекса сверхчувствительных линз Dragonfly («Стрекоза»). Ультрадиффузные галактики столь же велики, как и наш Млечный путь, однако при этом, из-за своей низкой плотности, они светят гораздо тусклее, как если бы были карликовыми.

«Сначала я подумал: они не могут существовать в действительности», — вспоминает ван Доккум первую реакцию на свое собственное открытие. Однако с тех пор астрономы из разных стран открыли сотни таких тусклых галактик, в разных галактических кластерах.

В этот раз ван Доккум с коллегами, с помощью мощного 10-метрового телескопа Keck II на острове Ману-Кеа (Гавайи) в течение 33,5 часов рассматривали ультрадиффузную галактику Dragonfly 44 в кластере Coma. Эта галактика имеет яркость всего в 1% от яркости нашего Млечного Пути. Однако, исходя из скорости и траектории движения звезд в ней, ученые рассчитали, что весит она примерно столько же.

«Это очень важное измерение, — прокомментировал работу коллег Ави Леб (Avi Loeb), возглавляющий кафедру астрономии Гарвардского университета (США). — Сделать такое очень сложно, и они достойны за это всяческих похвал».

Отметим, что многие последние крупные достижения в астрономии связаны с другими интереснейшими космическими объектами — черными дырами. Так, в этом году ученым впервые удалось очень точно измерить массу черной дыры, расположенную в центре двойной галактики в созвездии Эридана, в 73 млн световых лет от Земли. Она оказалась равной 660 млн масс нашего Солнца.