Ученым из Кембриджского университета (Великобритания), под руководством профессора Клэр Грей (Clare Grey) удалось создать в лаборатории рабочий прототип чрезвычайно емкой и эффективной литий-кислородной батареи, обойдя некоторые проблемы, возникающие при конструировании подобных аккумуляторов. Подробное описание их разработки представлено в журнале Science.

Работа литий-кислородных батарей, которые еще называют «дышащими», основана на окислении лития кислородом, содержащимся в воздухе. Расчеты показывают, что такие батареи могут быть очень емкими, в 10 эффективнее существующих литий-ионных (которые сейчас стоят в наших ноутбуках и смартфонах) и при этом выдерживать до 2000 подзарядок. В перспективе такие батареи, как ожидается, смогут заменить те, что сегодня установлены в электромобилях, и сделать их в пять раз экономичнее.

К сожалению, пока что массовое производство таких «дышащих» супербатарей развернуть невозможно, поскольку ученые еще не решили несколько конструктивных проблем. Ученым из Кембриджа как раз удалось обойти некоторые из них, в частности, применив графеновые электроды.

«Мы добились большого прогресса в разработке этой технологии и предложили новые области для исследования, — сказала профессор Грей. — Мы не решили все возникающие при этом химические проблемы, но наши результаты указывают путь вперед, к созданию полноценного работающего устройства».

И хотя это большое достижение, до решающего успеха пока далеко, говорит Юрий Гоготци (Yury Gogotsi), специалист по химии материалов из университета Дрексела в Филадельфии (США). «Это хорошая наука — лабораторная работа с одним маленьким аккумулятором», — сказал он, подчеркнув, что это еще и близко не является готовой к выводу на рынок массовой технологией.

По оценкам ученых, решить все проблемы и массово внедрить литий-кислородные батареи удастся только примерно через 10 лет.

Отметим, что литий-ионные батареи тоже продолжают совершенствовать. Кроме того, есть альтернативное предложение — делать батареи будущего на основе магния и серы.