В животной модели рассеянного склероза уменьшение количества белка, вырабатываемого в печени, значительно защищало от развития характерных симптомов болезни и способствовало выздоровлению у животных с симптомами, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Science Translational Medicine.

Результаты исследования, проведенного учеными Юго-западного медицинского центра Университета Техаса (UTSW), могут привести к новой стратегии лечения этого неврологического заболевания и других состояний, связанных с хроническим воспалением.

В 1997 году исследователи обнаружили секретируемый в мозге белок под названием рилин. Последующие исследования показали, что рилин, по-видимому, помогает мозгу организоваться во время развития, а затем участвует в формировании связей между клетками мозга в зрелом возрасте. Однако, когда исследователи узнали больше о рилине, они обнаружили, что большое количество этого белка вырабатывается в печени и что клетки, выстилающие кровеносные сосуды, имеют рецепторы для этого белка.

Исследование 2016 года, проведенное Иоахимом Герцем - доктором медицины, директором Центра трансляционных исследований нейродегенерации и профессором кафедры молекулярной генетики, неврологии, нейротерапии и нейробиологии в UTSW - и его коллегами, показало, что снижение уровня циркулирующего рилина защищает мышей от атеросклероза. Глубже исследуя механизм этого явления, они обнаружили, что рилин, по-видимому, регулирует выработку молекул адгезии на стенках кровеносных сосудов, которые захватывают циркулирующие моноциты - тип иммунных клеток, вызывающих воспаление. Когда ученые снизили рилин на животных моделях, уровни молекул адгезии также снизились, не давая им захватить моноциты и вызвать воспаление.

Задаваясь вопросом, играет ли рилин аналогичную роль при других воспалительных заболеваниях, Герц вместе с Лораном Кальвье - доктором философии, преподавателем кафедры молекулярной генетики в UTSW - и их коллегами исследовали роль этого белка в рассеянном склерозе (РС) - нейродегенеративном заболевании, которое поражает примерно 2,3 миллиона человек во всем мире. Они начали с исследования концентрации рилина в крови у пациентов с ремиттирующим РС - наиболее распространенной формой заболевания. Они обнаружили, что, хотя концентрации рилина были примерно такими же у пациентов в ремиссии, что и у пациентов без заболевания, концентрации были повышены у пациентов во время рецидива. Эти результаты предполагают, что уровни циркулирующего рилина могут коррелировать с тяжестью и стадиями рассеянного склероза, и что снижение уровней рилина может быть новым способом лечения рассеянного склероза.

Продолжая исследования, Герц, Кальвье и их коллеги работали с мышами, пораженными заболеванием, называемым экспериментальным аутоиммунным энцефаломиелитом (ЭАЭ) - состоянием, имитирующим человеческий РС. Когда эти животные были генетически модифицированы, чтобы исследователи могли контролировать производство рилина, удалось обнаружить, что устранение этого белка существенно смягчило типичное течение болезни или даже полностью устранило его, в отличие от мышей с нормальным уровнем рилина. Эти эффекты, по-видимому, связаны с отсутствием адгезии моноцитов к стенкам измененных кровеносных сосудов животных, что препятствует проникновению в центральную нервную систему.

Исследователи добились дальнейшего успеха в предотвращении развития тяжелых симптомов, когда неизмененные животные с ЭАЭ получили антитела, которые инактивировали рилин. Эта стратегия была эффективна даже у животных, у которых уже проявлялись симптомы болезни - ситуация, которая более точно имитирует людей с диагнозом РС - уменьшая тяжесть болезни и способствуя выздоровлению.

Герц и Кальвье предполагают, что снижение способности иммунных клеток накапливаться и вызывать воспаление за счет изменения уровней рилина может представлять собой новую стратегию лечения пациентов с рассеянным склерозом - заболеванием, для которого существует несколько эффективных лекарств, потенциально имеющих значительные побочные эффекты. Кроме того, исследователи говорят, что снижение рилина может изменить течение нескольких других состояний, отмеченных хроническим воспалением, включая псориаз, болезнь Крона и ревматоидный артрит.

«Мы думаем, что можем использовать это вмешательство для лечения широкого спектра воспалительных заболеваний, которые трудно поддаются лечению, - говорит Герц. - Сейчас мы находимся в процессе тестирования этих человеческих заболеваний на животных моделях. В рамках подготовки к будущим клиническим испытаниям на людях мы также работаем над гуманизацией моноклональных антител, которые могут выводить рилин из крови человека».