Доктор Кент Брентли и Нэнси Уайтбол — американские волонтеры, заразившиеся в Африке вирусом Эболы — чувствуют себя лучше. Предположительно, это следствие применения ZMapp, экспериментального средства, ранее не испытывавшегося на людях, но давшего положительные результаты на других приматах. Лекарство, известное также как MВ-003, представляет собой смесь трех различных антител для борьбы с этим смертельным вирусом. Интересно, что это не синтетическое лекарство — оно в прямом смысле выращивается в растениях, а именно в табаке.

Компания Kentucky BioProcessing построила огромные теплицы, где растет табак, функционально играющий роль фабрики-биореактора, в котором производятся различные белки для фармацевтических изделий, например вакцин и антител против гриппа, ВИЧ и бешенства. Такие «фабрики» работают эффективнее и продуктивнее, и требуют меньше вложений, чем использующие традиционные методы, для которых нужны сложные и дорогостоящие биореакторы.

Чтобы растения выдавали нужную продукцию, ученые сначала помещают ген, определяющий производство нужного антитела, в специальный вирус. Затем этот вирус заражает растения, вследствие чего клетки растения начинают исполнять программу, заложенную в гене. В конце белки извлекают, очищают и получают сыворотку. Сходным образом используются бактерии для производства белка — например, помещая ген человеческого инсулина в E.coli, чтобы получить синтетический инсулин для помощи диабетикам. Табак был выбран не случайно — он восприимчив к «заражению», а также быстро растет, что позволяет при необходимости быстро расширить производство. Разработка нового средства началась еще в 2007 году.

Как уже было сказано, новое лекарство не прошло полный цикл клинических испытаний, но, как сообщает веб-сайт Kentucky.com со ссылкой на исследователей из Института медицинских исследований ВС США, после внутривенного введения ZMapp из группы приматов выздоровело 43% в течение 104-120 часов. Сейчас в среднем погибают около 90% зараженных.

Источник изображения: CDC Global, CC BY 2.0, Wikimedia Commons