Составлена динамическая карта распределения воды в атмосфере Марса, по широтам и сезонам. Такую работу провели российские учёные из Института космических исследований РАН и МФТИ совместно с коллегами из Франции и США, на основании данных с марсианского зонда. Стало понятно, что запасы H20 существуют на Красной планете в виде полярных шапок и в атмосфере — хотя и в ничтожных, по земным меркам, количествах Результаты опубликованы в научном журнале Icarus.

SPICAM собирал подробные данные по атмосфере Марса на протяжении беспрецедентно долгого срока — пяти земных лет, которые равны почти десяти марсианским (1 год на Земле = 1,88 лет на Марсе). Условия Красной планеты — низкие температуры и низкое атмосферное давление — не позволяют воде находиться в жидком виде на поверхности. Однако запасы H20 существуют в виде полярных шапок и в атмосфере — хотя и в ничтожных, по земным меркам, количествах. Если бы вся вода из атмосферы планеты сконденсировалась на её поверхности, её слой имел бы в толщину в среднем 10-20 микрон — в тысячи раз меньше, чем на Земле.

Оказалось, что количество водяного пара в атмосфере Марса выше всего в северных широтах летом — 60-70 микрон, если осадить её всю на почву. В южном же полушарии даже летом этот уровень гораздо меньше — всего около 20 микрон. Во время больших пылевых бурь, которые бушуют на Марсе, этот показатель уменьшается на 5-10 микрон — как раз за счёт адсорбции (осаждения) влаги на поверхности.

«Это исследование является важным вкладом в понимание марсианского гидрологического цикла — важнейшего климатического механизма, который потенциально может поддерживать существование биологической активности на планете», — цитирует новостной портал МФТИ соавтора исследования Александра Родина, заместителя руководителя лаборатории инфракрасной спектроскопии планетных атмосфер МФТИ и старшего научного сотрудника ИКИ РАН. Иными словами, составленная карта может очень пригодиться для дальнейших исследований Марса, а возможно и для его будущего терраформирования и даже колонизации.

Данные, на основании которых была составлена карта, в течении 10 марсианских лет собирались российско-французским инфракрасным спектрометром SPICAM (Spectroscopy for Investigation of Characteristics of the Atmosphere of Mars — «Спектроскопический аппарат для анализа характеристик атмосферы Марса») Этот аппарат первоначально разрабатывался Роскосмосом для российского марсианского зонда «Марс-96», запустить который не удалось из-за аварии ракеты-носителя. Новая версия аппарата создавалась уже в сотрудничестве с французским космическим агентством CNES, и эксплуатируется частично на деньги последнего. В итоге SPICAM был смонтирован на зонде «Марс-Экспресс», запущена вместе с ним в космос с Байконура ракетой-носителем «Союз» и выведена на орбиту Марса в декабре 2003 года.

Касательно воды на Красной планете: недавно было опубликовано другое интересное исследование — выяснилось, что 5,5-километровая гора Шарпа в кратере Гейла на Марсе могла образоваться из речных осадков. Если так, то когда-то климат на Марсе был совсем другим — влажным, и в нём вполне могла зародиться жизнь.

На фото: реконструкция карты Марса на основе геологических данных // Wkipedia