Новая карта составлена в рамках специальной программы, посвященной околоземным космическим объектам. Она показывает места падения небольших астероидов, которые вступая в реакцию с атмосферой, загораются. Их называют болидами, и описываются они очевидцами обычно как «огненные шары».  О разработке сообщает сайт NASA.

На эту карту нанесены все данные об астероидах, зарегистрированных в период с 1994 по 2013 г. Светлыми пятнами обозначены астероиды, зафиксированные в дневное время, темными — в ночное. Размеры точек пропорциональны силе энергии теплового излучения, измеряемой в миллиардах джоулей (ГДж). Она рассчитывается путем преобразования оптической энергии с помощью эмпирической зависимости, представленной Питером Брауном (Peter Brown) и его коллегами в 2002 г.

На Землю каждый день падают небольшие частицы из космоса в виде пыли и мелких обломков. Примерно раз в год появляется астероид размером с автомобиль. Исследования истории нашей планеты показывают, что примерно раз в 5 тыс. лет на Землю падает объект с футбольное поле, что наносит значительный ущерб. А раз в несколько миллионов лет — объект достаточно крупный, чтобы нанести урон регионального или глобального масштаба. Таким был, например, астероид, упавший некогда в области современной Аризоны около Уинслоу (США). Там ученые нашли кратер в 1,2 км в диаметре. В действительности, конечно, их больше. Растительность и постепенное изменение рельефа скрывают места столкновений.

Данные показывают, что за 20-летний период было зарегистрировано 556 небольших болидов. Большинство из них сгорает в верхних слоях атмосферы, не долетая до поверхности планеты, и не представляет никакой опасности. Исключение составил случай падения метеорита под Челябинском в феврале 2013 года. Сила взрыва метеорита тогда составила по приблизительным подсчетам 500 тыс. тонн в тротиловом эквиваленте. Это был самый крупный метеорит, упавший на Землю за последние 20 лет. Самый маленький же метеорит, представленный на карте, оценивается в один миллиард джоулей (1 ГДж), что примерно равно пяти тоннам тротила.

Поиск и характеристика опасных астероидов — одна из основных задач НАСА. Американское управление по аэронавтике в десять раз за последние пять лет увеличило инвестиции в эту область. Кроме того, НАСА развернуло стратегическое сотрудничество с партнерами из других стран в деле обнаружения и характеристики околоземных космических объектов, которые могут представлять потенциальную опасность. По словам руководителя программы Дональда Йоманса (Donald Yeomans), цель работы — найти опасные объекты прежде, чем они нашли нас. Научные оценки риска столкновения с крупными астероидами постоянно меняются. В 2013 г. В статье Питера Брауна сообщалось, что телескопами обнаружено порядка 500 приближающихся к Земле астероидов, сопоставимых в диаметре с Челябинским.

Внешние данные, представленные на карте, помогут ученым составить более полное представление о частоте и объеме астероидных атак. На случай серьезной угрозы из космоса разрабатываются методы противоастероидной обороны, предполагающие, в частности, расщепление на более мелкие детали или изменение траектории движения объекта. Впрочем, никакой реальной опасности пока нет.

Ранее портал Научная Россия рассказывал о природе метеоритов и методах их раннего обнаружения.

Источник иллюстраций: ru.123rf.com, NASA