В рамках VII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступают компания «Иннопрактика» и МГУ имени М.В. Ломоносова, состоялся дискуссионный клуб «Учительская онлайн: новые правила и новые компетенции».

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой школы по всей стране стали активнее применять дистанционный формат обучения, а существующий тренд на цифровизацию образования получил еще более мощный импульс. То есть пандемия стала своего рода «триггером» для развития цифровой образовательной среды, ускорила те процессы, которые начали развиваться в системе образования вне связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Ведь дистанционные технологии обучения стали появляться еще в начале 10-х годов, причем как в государственном, так и в частном секторе. И во многом благодаря этому к периоду пандемии в нашей стране функционировало сразу несколько образовательных платформ, которые смогли «подхватить знамя» дистанционного обучения у тех, кому это срочно потребовалось.

Игорь Васильев, губернатор Кировской области, руководитель рабочей подгруппы по направлению «Образование», рабочей группы «Образование и наука» Госсовета РФ, в своем выступлении отметил, что в целом образовательная сфера справилась с вызовом пандемии, а этот опыт помог осмыслить векторы дальнейшей цифровизации. К примеру, в Кировской области уже несколько лет успешно действует "Центр дистанционного образования детей", чья роль неоценима в работе с сельскими школами (хотя этим далеко не исчерпывается). Однако сводить «цифровизацию» только к дистанционным формам обучения было бы некорректно. Её важнейшая задача – индивидуализация образовательной траектории для каждого школьника. И здесь особую роль играют классные руководители, которые видят способности ребенка и имеют возможность дать родителям соответствующие рекомендации. В Кировской области платформа регионального навигатора дополнительного образования служит технологическим подспорьем для классных руководителей при формировании индивидуальных образовательных траекторий школьников. «Мы не знаем, где родится будущий Ломоносов - в маленькой деревне или большом городе, но наша задача, вне зависимости от места его нахождения, предоставить ему доступ и все возможности нашей образовательной системы», - сказал Игорь Васильев.

Андрей Милехин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения РФ, согласился с особой ролью классного руководителя в образовательном процессе, подчеркнув, что развитие воспитательных компетенций педагогов является предметом особой заботы министерства. А цифровая образовательная среда действительно позволяет индивидуализировать отдельные аспекты обучения. Для ее развития одним из важнейших методов является сбор и тиражирование лучших практик действующих учителей со всей страны. Помимо очевидных минусов, которые привнесла в нашу жизнь пандемия, нельзя не отметить и переосмысление ряда феноменов. Наблюдался дефицит живого общения между педагогами и учениками, дети действительно соскучились по школе и в сентябре пришли туда с особыми чувствами. В свою очередь, у родителей возросло уважение к учительскому труду, поскольку за время «дистанта» многие из них увидели, как велика роль педагога, как много знаний требуется ему получить, чтобы поддерживать диалог с современными школьниками. «Мы все, как мне кажется, поняли большую роль живого общения, ценность очного взаимодействия. Ничто не может заменить живое общение с педагогом, а цифровая образовательная среда – это лишь помощник для него», - отметил Андрей Милехин.

Выступившие во время дискуссии учителя подтвердили, что пандемия не привела к радикальному слому привычных моделей образования. Зато благодаря открытию многих научных, образовательных, просветительских платформ значительно увеличились возможности: «Мы с учениками теперь можем дистанционно побывать на лекции интересующего нас преподавателя Гарварда», - привел пример учитель информатики и ИКТ, и. о. директора московской «Цифровой школы» Петр Зуев. А Мария Владыкина, преподаватель информатики и ИКТ ГАОУ «Школа Иннополис», поведала о появившейся возможности персонализированных моделей обучения для школьников. При внедрении новых форм обучения, в том числе дистанционных, важно заранее обговорить их смыслы, снять напряжение и вопросы, тогда образовательный процесс пройдет эффективнее, поделился своим опытом Артем Мамылин, учитель английского языка екатеринбургской гимназии №210 «Корифей».

Директор школы «Летово» Михаил Мокринский обратил внимание на появившуюся острую необходимость дифференциации учащихся по опыту самостоятельной организации обучения. К сожалению, пандемия показала, что у большинства школьников такой опыт еще только формируется. И 70% родителей оказались буквально втянуты в образовательный процесс, сообщила Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной Родительской Ассоциации. Некоторые из них восприняли это негативно и порой становятся источниками и разносчиками мифов о «тотальном дистанте» и «ужасах цифровизации». По ее мнению, требуется формирование культуры коммуникаций в цифровой среде, нового распределения ролей семьи и школы, когда образовательная организация четко выстраивает все процессы, а родители создают психологическую атмосферу и инструментарий для учебы.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что система образования в России выдержала удар пандемии. Вопреки некоторым слухам не произошло массового перехода на дистант (сейчас в России менее одного процента школ полностью закрыто на карантин). Зато, невзирая на границы между регионами, появилась неформальная система взаимоподдержки между учителями. И этот новый феномен, безусловно, нужно поддерживать. В то же время стала очевидной необходимость изменения устаревших образовательных процессов и пересмотра неактуальных методик преподавания. В этой связи становится актуальным обсуждение и принятие новых федеральных образовательных стандартов на горизонте ближайших двух-трех лет.

 

Информация предоставлена пресс-центром Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес»