Английские геологи обнаружили на Шпицбергене следы того, что они считают признаком еще одного — шестого — массового вымирания жизни на Земле. Подробности опубликованы в The Geological Society of America Bulletin.

В принципе ученым известно, что жизнь на Земле исчезала уже несколько раз. Вопрос заключается только в том, сколько. Согласно общепринятому на сей день мнению, насчитывается пять «массовых вымираний», о которых не раз писал портал Научная Россия.

Древнейшее, ордовикско-силлурийское, произошло 440 миллионов лет назад, когда вымерла большая часть морских беспозвоночных. Следующее, девонское, вымирание также резко уменьшило количество морских обитателей. Самое грандиозное, пермское вымирание, очевидно, произошло около 251 миллиона лет назад, и тогда было уничтожено более 95% всех живых существ. Около 199 миллионов лет назад произошло триасовое вымирание, когда погибла примерно половина всех видов, и, конечно же, около 65,5 миллионов лет назад случилось не самое тяжелое, но самое знаменитое мел-палеогеновое вымирание, жертвой которого стали, в частности, динозавры.

Впрочем, надо заметить, что существуют и другие схемы вымираний, когда ученые выделяют дополнительные резкие исчезновения видов, которые, по их мнению, также говорят именно о массовой катастрофе жизни на Земле.

Геологи, возглавляемые Дэвидом Бондом (David Bond) из университета Халла в Великобритании, проанализировали скальную породу на острове Шпицберген. Экспедиция работала несколько лет в течение полярного дня, что, конечно, облегчало в какой-то мере их деятельность, но не спасало от тяжелых условий и от соседства белых медведей.

Выбранное место исследования уже само по себе необычно, так как большинство остатков древнейшей жизни геологи находят в тропических районах нашей планеты. Дэвид Бонд изучал на Шпицбергене слои, относящиеся в среднему пермскому периоду, то есть, времени, предшествующему Великому пермскому вымиранию. В слоях, возраст которых примерно 262 миллиона лет, было обнаружено множество останков брахиоподов, составлявших в то время большинство «населения» Земли, и близких к ним двухстворчатых молллюсков. Затем количество брахиоподов резко уменьшилось — примерно на 87%. Позже жизнь возродилась, но теперь уже на Шпицбергене преобладали двухстворчастые моллюски.

Доктор Бонд полагает, что эта катастрофа произошла в результате извержения мощных вулканов Эмэйшань, находящихся в Китае, в провинции Сычуань. Впрочем, не все ученые с ним согласны. Некоторые геологи пояснили корреспондентам Би-би-си, что найденные Бондом данные скорее, по их мнению, говорят о региональной, а не о всемирной катастрофе.