Исследование антропологов из Германии и США показало, что самцы шимпанзе, осиротевшие в детстве, теряют конкурентное преимущество и производят на свет меньшее потомство, чем самцы, которые продолжают жить с матерями до своего взросления, сообщает пресс-служба Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия). Статья с выводами ученых опубликована в журнале Science Advances.

Авторы работы наблюдали за тремя сообществами шимпанзе в национальном парке Таи (Кот-д’Ивауар). В течение 30 лет они вели подробные демографические записи и собирали образцы фекалий обезьян, чтобы провести тесты на отцовство у всех новых членов сообщества.

«Когда мы изучаем наших ближайших живых родственников, таких как шимпанзе, мы можем узнать о древних факторах окружающей среды, которые сделали нас людьми. Наше исследование показывает, что присутствие и поддержка матери на протяжении долгих детских лет – это, вероятно, черта последнего общего предка, которого люди разделяли с шимпанзе шесть-восемь миллионов лет назад. Эта черта, вероятно, была фундаментальной в формировании эволюции как шимпанзе, так и человека», – цитирует ведущего автора исследования Кэтрин Крокфорд пресс-служба Института эволюционной антропологии общества Макса Планка.

Постоянная родительская забота на протяжении нескольких лет дает детям время для приобретения навыков, необходимых им для выживания во взрослой жизни. Такое продолжительное детство редко встречается у животных. Исключение составляют разве что человекообразные обезьяны – такие как шимпанзе.

У шимпанзе может быть долгое детство, но матери редко дают им пищу напрямую в возрасте от четырех до пяти лет, когда их отнимают от груди. Чаще всего матери позволяют своим детенышам самостоятельно добывать себе пищу. Чем же, в таком случае, они обеспечивают своих сыновей, что дает им конкурентное преимущество перед теми самцами, которые остались сиротами в детстве? Точного ответа на этот вопрос ученые еще не получили, но составили несколько гипотез.

Одна из них заключается в том, что матери знают, где найти лучшую еду и как использовать инструменты, чтобы добыть труднодоступные и очень питательные продукты (например, насекомых, мед, орехи). Наблюдая за матерями, потомство постепенно осваивает эти навыки в младенчестве и юношеском возрасте. Авторы работы предполагают, что это одна из причин, по которой детеныши продолжает передвигаться и кормиться рядом со своими матерями каждый день.

Согласно другой гипотезе, матери передают социальные навыки. Возможно, наблюдая за своими родителями, дети понимают, когда создавать союзы, а когда сражаться.

[Фото: LIRAN SAMUNI, TAI CHIMPANZEE PROJECT]