Ученые давно выяснили, что около 400 миллионов лет назад группа рыб начала исследовать землю и превратилась в четвероногих — сегодняшних амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Но научной тайной оставался вопрос, каким образом эти древние рыбы использовали плавники в наземной среде и как происходили эволюционные процессы.

Исследователи Университета Макгилл (Канада) опубликовали результаты эксперимента, в ходе которого заставили рыб многопёров (лат. Polypterus) эволюционировать. Многопёры — африканские рыбы, которые могут дышать воздухом, «прогуливаться» по земле, они выглядит так же, как и те древние рыб, которые эволюционировали в четвероногих. Команда исследователей продержала мальков Polypterus на земле в течение года. Рыбы показали значительные анатомические и поведенческие изменения, плавники перемещались ближе к телу, голова выделилась.

«Анатомически их скелет стал удлиняться и расширяться, возможно, для того, чтобы увеличить поддержку во время ходьбы и снизить контакт с черепом», — сказала Трина Дью, один из исследователей группы.

Ханс Ларсон (Hans Larsson), заведующий кафедрой макроэволюции Университета  Макгилл, добавляет: «Это первый пример, который демонстрирует пластичность развития и эволюционный переход к новым анатомическим характеристикам и поведению, которые в дальнейшем могли быть зафиксированы генетически».

Анализируя окаменелости и результаты эксперименты, ученые пришли к выводу, что древние рыбы вышли из воды, используя ребра вместо ног.

Фото: Steven G. Johnson, CC BY-SA 3.0Wikimedia Commons