Группа ученых из Института биоорганической химии РАН, компаний «Фармасинтез», «Xenetic» и Санкт-Петербургского городского центра по лечению рассеянного склероза №31 разработала новую форму вакцины для лечения рассеянного склероза — одного из тяжелейших нейродегенеративных заболеваний аутоиммунной природы. Статья о разработке опубликована в журнале Neurotherapeutics.

Главный компонент разработанной российскими учеными вакцины — липосомы, липидные пузырьки-транспортеры. Они содержат фрагменты белка миелина, в организме выполняющего роль структурного изолятора нервных волокон. В ходе эксперимента были отобраны три фрагмента белка. Один из них обладает терапевтическим эффектом на начальных этапах развития болезни, а два других предотвращают развитие патологии на стадии ремиссии. В лаборатории установили, что самый эффективный вариант — совместное введение всех трех фрагментов внутри липосом.

Созданные вакцины были протестированы в серии клинических испытаний на здоровых добровольцах и пациентах с рассеянным склерозом, проведенных в пяти крупных национальных центрах на территории России. Было установлено, что препарат обладает хорошей переносимостью и очень малой вероятностью осложнений.

Всего препарат успешно прошёл доклинические испытания и две стадии клинических, что, в случае положительных результатов третьей стадии, позволит использовать его в лечении больных рассеянным склерозом. В России от этого тяжелейшего заболевания страдают более 200 тысяч человек в возрасте от 15–25 лет, что делает ее сложной социальной проблемой.