Президент РАН академик Владимир Фортов и гендиректор госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров подписали соглашение о сотрудничестве между Российской Академией наук и Федеральным космическим агентством. Предметом сотрудничества станет формирование и реализация федеральной космической программы, в первую очередь, в части фундаментальных исследований и создания инструментов для проведения таких исследований. Церемония подписания стала главным событием прошедшего 24 декабря 2015 года заседания Совета РАН по космической деятельности.

«Суть соглашения определяет механизм нашей совместной работы с Академией наук, — заявил в интервью представителям СМИ глава Роскосмоса Игорь Комаров. — она касается участия РАН в разработке, оценке, экспертизе, участии во всех сторонах реализации Федеральной космической программы, как в области фундаментальных космических исследований, так и в разработке стратегических направлений нашей деятельности. С другой стороны, она определяет много конкретных дел, создания совместных рабочих групп, научно-технических советов, других форм совместной деятельности».

«Существенной частью совместной работы станет установка наших научных приборов на космические аппараты — как российские, так и других стран. Это всегда было и остается нашим участием в международном сотрудничестве в космосе, — сказал Президент РАН Владимир Фортов. — Это касается исследований Марса, Венеры, исследований космических излучений. Наш вклад в это вполне достойный. Корпорация «Роскосмос» поддерживает продолжение этой работы, это стоит в общем плане. Космическая отрасль всегда базировалась на фундаментальных исследованиях. Академик Келдыш считал, что любая космическая инициатива государства должна быть обязательно обсуждена с учеными, и такие обсуждения проводились непосредственно под его руководством здесь, в этом здании. Это давало очень правильную и четкую координацию работы, была выстроена система, когда первоочередные задачи ставятся всем научным сообществом. Надо сказать, что именно этим были обусловлены все наши достижения в этой области».

Доклад главы Роскосмоса Игоря Комарова на заседании Совета РАН по космической деятельности был посвящен перспективам развития отрасли в нынешних условиях. Он озвучил ряд принципиально важных цифр и фактов, составляющих основу задач и реалий Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 гг.

Бюджет ФКП на 2016-2025 гг. составит 1,406 трлн. руб. Это — те цифры, на которые можно рассчитывать при нынешних экономических условиях. В начале 2015 года на эти же цели Роскосмос просил у государства около 2 трлн.руб. «По результатам проведенных совещаний, исходя их прогноза экономического развития страны был не только снижен общий уровень финансирования ФКП, но и введены дополнительные ограничения: финансирование в первые три года реализации программы будет заморожено на уровне 2016 года — по 104,5 млрд руб. в год. — сказал глава Роскосмоса. — и суммарный объем бюджета на период до 2021 года составит 722, 5 млрд.руб. Это тот компромисс, которого мы достигли с Минфином».

Исходя из этих базовых условий, Федеральная космическая программа была пересмотрена и доработана. При ее доработке было уделено большое внимание сохранению приоритетных направлений работы отрасли. «Это, во-первых, обеспечение начала летных испытаний ракетно-космического аппарата «Ангара-5» с пилотируемым транспортным кораблем нового поколения — в беспилотном варианте в 2021 году, обеспечение запусков пилотируемых кораблей к МКС с космодрома «Восточный» в 2023 году, — рассказал Игорь Комаров. — Во-вторых, это исследование солнечно-земных связей в рамках проекта "Резонанс", развитие и поддержание орбитальных группировок связи, дистанционного зондирования Земли, выполнение программ фундаментальных космических исследований, в том числе — проектов исследования Луны с запуском пяти космических аппаратов. Осуществление пилотируемых космических полетов к МКС с целью продолжения исследований и поддержания ее работы на период до 2024 года, а также весь комплекс задач, связанных с поддержанием и сохранением лидерства в мировых исследованиях космоса».

Количество запланированных запусков спутников социально-экономического и научного назначения в этих условиях на сегодня снижено со 185 до 150 — на 16%.

Среди задач в области фундаментальных космических исследований глава Роскосмоса выделил следующие направления: реализация программы изучения Вселенной в радио-, рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, с запуском космических обсерваторий «Спектр-М», «Спектр-рентген-гамма» и Спектр-ультрафиолет»; для решения астрофизических задач будет выполнен полет университетского спутника «Ломоносов» в начале 2016 года; исследования солнечно-земных связей в рамках проекта «Резонанс»; программа изучения Луны автоматическими межпланетными станциями — запланирован запуск пяти аппаратов серии «Луна»; комплексные исследования Марса в рамках международных программ; программа в области космической биологии — запланированы полеты двух спутников серии «Бион-М».

«Наиболее важной для нас является лунная программа, — сказал глава ведомства. — На ее реализацию планируется выделить 205,1 млрд. руб. Предусмотрено два больших этапа реализации этой программы. На этапе "Луна-Автомат" в период с 2019 по 2024 гг. должны быть выполнены запуски и полеты пяти автоматических "лунников". На этапе пилотируемых лунных проектов, которые планируется начать после 2020 года, предполагаются вначале летные испытания беспилотного корабля нового поколения на низкой околоземной орбите в 2021 году, а в 2023 году — первый пилотируемый пуск перспективного транспортного корабля нового поколения с экипажем к МКС. Облет Луны с использованием ракеты-носителя тяжелого класса переносится с ранее запланированного 2025 г. за рамки программного периода во вторую половину следующего десятилетия». Первоначально проект ФКП, разработанный осенью 2014-ого года, предусматривал выделение на Лунную программу 2 трлн. 850 млрд. руб., потом данная цифра была скорректирована на треть еще в предыдущем, весеннем, варианте ФКП.

«Я считаю, что при том существенном сокращении объемов финансирования, связанных с текущей ситуацией, удалось все ключевые и базовые наши исследования и эксперименты сохранить», — заявил Игорь Комаров. В настоящее время проект ФКП проходит согласование в ряде ведомств. Документ будет внесен в Правительство РФ еще до окончания 2015 года.

На заседании Совета РАН по космической деятельности выступили несколько выдающихся ученых, представивших доклады о состоянии исследований Марса и Венеры, а также перспектив Лунной программы.

Директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый рассказал о направлениях перспективных исследований, в частности — о перспективах запусков космических аппаратов к спутнику Земли.

Аппарат «Луна-25» планируется запустить в конце 2017 года. Автоматическая станция «Луна-26» будет нести целый ряд новых исследовательских приборов. Большие надежды ученые связывают с запуском аппарата «Луна-27», который сядет в одной из приполярных областей Луны и возьмет пробы грунта с глубины до двух метров.