Ученые из Германии, изучив скелет женщины, жившей семь тысячелетий назад, в эпоху неолита, обнаружили у нее следы заболевания рака крови, так обычно называют лейкемию. Это древнейшее на сегодняшний день свидетельство рака крови, говорится в пресс-релизе Университета Тюбингена.

Ученые под руководством палеоантрополога Хайке Шерф (Heike Scherf) из Зенкенбергского центра эволюции человека и палеоэкологии при Университете Тюбингена обратили внимание на женский скелет под названием «индивид G61», обнаруженный в неолитическом погребении в Штутгарт-Мюльхаузен на юге Германии. Возраст человека на момент смерти составлял 30-40 лет. Ученые изучили несколько костей скелета с помощью компьютерной томографии высокого разрешения и нашли необычные рыхлые ткани внутри костей, так называемую губчатую кость, в верхней части правой плечевой кости и грудины. Это указывает на лейкемию, считают авторы исследования.

У взрослых людей концы плечевых костей и грудины, также как позвоночник, ребра, череп, таз и концы бедренной кости содержат кроветворные стволовые клетки. Именно в этих местах проявляется рак крови.

Ученые сравнили плечевую кость изучаемого скелета с плечевыми костями 11 скелетов из того же погребения, найденных в 1982-1993 годах. Ни один из них не содержал значительных признаков подобного заболевания. Другие болезни, которые вызывают сходные проявления в скелете, ученые исключили. Остеопороз еще не возникает в таком возрасте. Гиперпаратиреоз проявляется в костях черепа и пальцев, но его признаков там нет.

Хотя ученые уверены, что обнаружили древнейшее свидетельство лейкемии, они не могут утверждать, что именно эта болезнь стала причиной смерти.

Портал Научная Россия не раз рассказывал о работах Университета Тюбингена, например, о расшифровке генома египетских мумий.