Команда ученых их трех американских университетов во главе с Дэвидом Хсу (David Hsu) из университета Стоуни-Брук изучала мозг людей, страдающих депрессией, и здоровых людей в ситуации социального отвержения. Выяснилось, что при депрессии клетки мозга не вырабатывают естественных опиоидов — веществ, помогающих справляться со стрессом и болью. О результатах исследования ученые пишут в статье в журнале Molecular Psychiatry и описаны в пресс-релизе, распространенном университетом.

Выводы сделаны с применением специальной технологии сканирования мозга на основе позитивно-эмиссионной томографии. В исследовании приняли участие 17 человек, страдающих депрессией, и 18 здоровых людей. Испытуемым предлагалось пообщаться на сайте знакомств, а сценарий таких знакомств, на самом деле, управлялся самими учеными.

При сканировании мозга ученые фокусировали внимание на системе мю-опиоидных рецепторов мозга — эта система изучалась ранее в качестве ответственной за реакцию на физическую боль. Новое же исследование показало, что аналогично наш мозг реагирует и на социальный стресс — например, отвержение, т.е. отказ другого человека проявить к нам интерес.

Значимая разница в работе этой системы была обнаружена между здоровыми людьми и больными депрессией. При депрессии естественные опиоиды не выделяются, так что каждый стресс человек переживает глубже и дольше. По словам исследователей, именно этот механизм способствует тому, что депрессия так часто возвращается после лечения, когда человек вновь попадает в какую-то негативную социальную ситуацию.

Ученые считают, что эта работа поможет разработать новые методы помощи людям, страдающим депрессией.