Ученые из NASA, используя данные со спутникового радара и температуры поверхности моря, форме земли и батиметрии, проанализировали физические процессы и свойства, влияющие на антарктический морской лед. Выяснилось, что два постоянных геологических фактора — топография Антарктики и глубина окружающего ее океана — влияют на ветра и океанские течения и далее на образование морского льда, придавая ему стабильность. Результаты работы опубликованы в журнале Remote Sensing of Environment, сообщается в пресс-релизе агентства.

В Антарктике преобладает однолетний морской лед. Каждый год в сентябре он достигает максимума площади вокруг ледяного континента и отступает к 17% от максимума площади в феврале. С поздних 1970-х рост площадь морских льдов в Антарктике стабильна, с небольшой тенденцией к росту, с учетом региональных вариаций.

С годами ученые выдвинули несколько гипотез, чтобы объяснить загадочное поведение антарктического морского льда в свете наблюдаемого роста глобальных температур. Влияет ли на стабильность антарктического морского льда озоновая дыра? Могут ли свежие тающие воды с шельфов Атлантики опреснить поверхностные воды океана и способствовать образованию льда? А усиление антарктических ветров влияет ли на толщину льда? В общем, неясно, что именно защищает антарктический морской лед.

Разобраться с этим вопросом решили ученые под руководством Сон Нгием (Son Nghiem) из лаборатории реактивного движения в NASA в США. Они использовали новый подход, анализируя и сравнивая данные с радара спутника QuikScat за 1999-2009 годы, чтобы проследить пути движения антарктического морского льда и картировать его разные типы. Ученые сосредоточились на 2008 годе, который оказался выдающимся для сезонного изменения площади морского льда в Антарктике.

Анализ показал, что морской лед образовался рано, его подгоняли береговые и северо-западные ветра, формируя защитный пояс старого толстого льда, который циркулирует вокруг континента. Постоянные ветра с континента только усиливали толщу льда. Куски льда шириной от 100 до 1000 км защищали собой молодой тонкий лед.

Изучение температура морской поверхности показало, что в пик сезонного роста льда граница ледового щита осталась за линией, соответствующей температуре минус 1 градусу Цельсия, окружающей Антарктику. Эта линия температуры соответствует южному антарктическому циркумполярному фронту течений, граница которого разделяет циркуляцию холодных и теплых вод вокруг Антарктики.

В результате исследований подтвердилась рабочая гипотеза — что расположение этого фронта повторяет батиметрию, рельеф океанских глубин.