Группа ученых под руководством Стефана Люпольда (Stefan Luepold) из университета Джорджа Вашингтона попыталась объяснить, почему у самцов плодовой мушки, всего в несколько миллиметров длиной, одни из самых больших сперматозоидов в животном царстве. Они увидели, что для этого имеются свои эволюционные резоны. Об исследовании рассказывает портал Science Daily.

Известно, что длина сперматозоидов самцов плодовой мушки может достигать 5,8 см. Это практически в 20 раз длиннее их собственного туловища и почти в тысячу раз больше человеческих. Это явление известно еще как «сперматозоидный парадокс» — ведь обычно размер мужских половых клеток значительно меньше чем яйцеклетка. Считается, что ставка на количество, а не на размер увеличивает шансы на успешное оплодотворение, особенно в тех случаях, когда самки спариваются сразу с несколькими самцами.

Поэтому ученые хотели понять, что заставило мух дрозофил пойти по совершенно другому пути. В ходе эксперимента ученые вырастили в лабораторных условиях самцов и самок мухи Drosophila bifurca. Причем первых они подвергали воздействию различных неблагоприятных для развития факторов, чтобы получить в итоге особей разной степени пригодности для спаривания.

Было установлено, что самцам плодовых мух приходится вкладывать много энергии на производство половых клеток, и только крупные особи достигают в этом успеха. Половые пути самок в ходе эволюции изменились таким образом, чтобы только самые крупные и, следовательно, качественные сперматозоиды могли достигать своей цели. Таким образом, именно самки выступают своеобразным двигателем этого процесса.

Длина половой клетки в этом случае играет ту же роль, что и окрас хвоста у павлина или размер рогов у оленей — он показывает здоровье и степень пригодности самца для продолжения рода.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что мухи-дрозофилы могут стать незаменимыми при изучении черепно-мозговых травм.