Ученые из Вагенингенского университета в Нидерландах сообщили об успехе эксперимента по выращиванию сельскохозяйственных растений в почве, аналогичной по характеристикам марсианской. Им удалось вырастить помидоры, рожь, горох, рукколу, редис, кресс-салат и еще несколько видов растений, сообщается в пресс-релизе университета.

Это был уже второй этап эксперимента, первый закончился в октябре 2015 года и не слишком удачно — большинство растений тогда погибло. Сейчас же ученые внесли ряд изменений в технологию, в частности, использовали лотки вместо маленьких горшков и добавляли органические материалы (свежесрезанную траву) в почву.

«Общая выращенная биомасса на почве, имитирующей марсианскую, значимо не отличалась от урожая на компосте, это был настоящий сюрприз для нас», — сказал один из исследователей Вигер Вамлинк (Wieger Wamelink).

Параллельно шел эксперимент с почвой, аналогичной лунной, но его результаты пока не столь впечатляющи. Основа для имитации марсианской почвы взята в одном из вулканов на Гавайях, а для имитации лунной — в пустыне Аризона.

Выращенные овощи пока не готовы к непосредственному употреблению, подчеркивают ученые. «Почва содержит такие тяжелые металлы, как свинец, мышьяк, ртуть, а также много железа. Если эти компоненты попадают в растения и фрукты, они становятся ядовитыми», — отмечают авторы эксперимента. Попытаться решить эту проблему ученые планируют на третьем этапе эксперимента, который стартует в апреле 2016 года.

Основная цель работы — обеспечить возможность выращивания сельскохозяйственных культур на Марсе и Луне, что будет необходимо первым поселенцам.