Новое исследование Антикитерского механизма (Antikythera Mechanism), проведенное учеными из американского университета Паджет Саунд и университета Кильмеса в Аргентине, дало более точную датировку. Теперь мы знаем, что самый первый компьютер в мире, еще чисто механический, был создан древними греками примерно 2200–2300 лет назад. Об этом сообщает публикация в Archive for History of Exact Sciences (Архив истории точных наук).

Антикитерский механизм — сложное устройство, одновременно астрономический прибор и калькулятор, которое было поднято со дна моря рядом с островом Антикитера (Кипр) в 1901 году. С тех пор было сделано несколько реконструкций этого прибора и была произведена его датировка. Первоначально ученые считали, что прибор, превышающий по своей сложности все известные нам античные механизмы, был сконструирован около 100 года до н.э. Ничего даже приближающего по сложности не было создано вплоть до конца I тысячелетия нашей эры.

Механизм, состоящий из 37 сделанных вручную бронзовых шестеренок, с поразительной для того времени точностью моделировал движение Солнца и Луны, а также всех известных в то время планет. Один из исследователей Антикитерского механизма, Майк Эдмундс (Mike Edmunds), считает этот объект более ценным, чем знаменитая Мона Лиза.

Недавно ученые подвергли прибор радиоуглеродному анализу и изучили надписи на его оборотной стороне. Выяснилось, что данные прибора учитывают солнечное затмение 205 г. до н.э., следовательно, он как минимум на сто лет древнее, чем предполагалось. Из этого следует, что к его созданию мог быть причастен Архимед, известный всем из школьного курса физики.

Дело в том, что сложность прибора предполагает, что в его разработке участвовал человек с экстраординарными инженерными способностями. Ранее предполагалось, что это мог быть один из немногочисленных великих ученых древности — предположительно Посидоний Апамейский, Гиппарх Никейский или Архимед. Но теперь, когда мы знаем, что прибор был создан не позднее 205 года до н.э., первые две кандидатуры отпадают, ибо Гиппарх родился около 190 года до н.э., а Посидоний и того позже, в 139/135 году до н.э. Остается Архимед, идеально попадающий по датам — 287–212 гг. до н.э.

Археологи продолжают исследование морского дна на том месте, где был найден Антикитерский механизм, используя новейшие водолазные скафандры, позволяющие очень долго находиться под водой.

Больше об этом удивительном артефакте можно узнать на веб-сайте Antikythera Mechanism Research Project.

Фото превью: Marsyas, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons