Обнаружена первая в мире теплокровная рыба — это обыкновенный, или красноперый опах (Lampris guttatus), которого за дисковидную форму тела также называют «луна-рыба». Как выяснилось, температура тела этой рыбы остается постоянной, даже когда она ныряет за добычей в холодные глубины океана. Авторы открытия — ученые из расположенного в Калифорнии Юго-восточного рыболовного научного центра при Национальной океанической и атмосферной администрации США (NOAA), под руководством Николаса Вегнера (Nicholas Wegner). Их статью в журнале Sciencе пересказывает сайт Live Science.

Красноперый опах достигает длины тела до 2 метров. Живут эти рыбы в тропических и умеренных водах всех океанов и питаются мелкими рыбешками, за которыми они ныряют на глубину до 400 метров. Там вода гораздо холоднее, чем у поверхности, однако температура тела опаха остается постоянной. Прикрепив к этим рыбам датчики, ученые установили, что на большой глубине температура их тела на 5°C выше температуры окружающей воды.

Это означает, что опахи фактически являются теплокровными животными, ведь только они умеют поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне. Например, у людей это 36,6°C. В то же время, у холоднокровных животных — например, у всех остальных рыб, амфибий и рептилий — температура тела колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.

Как же опаху это удается? Оказывается, что бонусное тепло вырабатывают, двигаясь очень быстро, плавники этой рыбы, за красный цвет которых она и получила второе название «красноперый». Сохранять же это тепло помогает уникальное строение кровеносной системы. Сосуды, несущие от жабр холодную, насыщенную кислородом кровь, тесно соприкасаются с сосудами, идущими в обратном направлении и несущими теплую, но бедную кислородом кровь из глубин тела. В физике этот принцип называется «противоточным теплообменом». Таким образом первые отдают вторым свое тепло, сохраняя его в организме, а не рассеивая наружу.

«До сих пор ничего подобного у рыб не находили, — сказал Вегнер. — Это потрясающая инновация, дающая этим рыбам преимущество в борьбе за существование».

Быть теплокровным и сохранять высокую температуру тела в холодных глубинах океана для опаха выгодно. Чем выше температура — тем интенсивнее идут все процессы в организме. А значит, быстрее сокращаются мышцы и острее видят глаза, что для хищника критически важно. Шустрый и остроглазый опах без труда ловит себе на обед глубоководных рыб, которые из-за своей холоднокровности двигаются и реагируют медленнее.

Таким образом, существовавшее до сих пор представление о том, что теплокровными являются только млекопитающие и птицы, похоже, придется пересмотреть. Тем более, что, по последним данным, частично теплокровными были и динозавры. Имея холодную кровь, они просто не смогли бы быть такими большими и при этом подвижными.