Пауки могут слышать на расстоянии до пяти метров — такое открытие сделали ученые из Корнелльского университета в Итаке (Нью-Йорк), под руководством аспиранта Гила Менды (Gil Menda). Статью об их исследовании, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает сайт New Scientist.

Ученые давно знали, что пауки слышат чувствительными волосками, которые усеивают их ноги. Эти волоски вибрируют, когда до них долетают вибрации воздуха от какого-то звука — так же, как у нас это делает барабанная перепонка. Однако до сих пор считалось, что пауки слышат только звуки, раздающиеся совсем близко — в радиусе нескольких сантиметров.

Менда с коллегами доказали, что это не так. Вживив в мозг пауков-скакунчиков вида Phidippus audax крохотные электроды, они зарегистрировали активность его нейронов в ответ на звуки, раздающиеся в радиусе 3-5 метров. То есть на расстоянии, которое превосходит длину их тела в 350 раз — впечатляющий результат.

Исследователи также проверили, действительно ли дело в волосках. Для этого они специально раздражали их — и получали в ответ электрическую активность тех же нейронов мозга. Наконец, чтобы исключить возможность влияния вторичных звуковых волн, они проводили опыты в комнате со специальной обивкой стен, предотвращающей возникновение эха. Результат был тот же.

Кроме того, оказалось, что пауки-скакунчики мгновенно застывают на месте, услышав звуки частотой от 80 до 400 Гц, что соответствует низкому гулу или жужжанию. Так жужжат хищные паразитические осы и мухи, которых пауки стараются избегать.

Затем ученые из Корнелльского университета поставили аналогичные эксперименты также на нескольких других видах пауков, и все они продемонстрировали столь же отличный слух.

«Наши результаты действительно позволяют по-новому взглянуть на мир звуков, в котором живут пауки, потому что теперь мы знаем, что их слух работает на гораздо более далеких расстояниях», — прокомментировал Менда.

Пауки обладают многими удивительными способностями, о которых мы узнаем, только сейчас. Например, пауки-скакунчики из рода Habronattus танцуют для своих дам яркий зажигательный танец, а паук Cebrennus rechenbergi, живущий в марокканской пустыне, кувыркается вокруг своих врагов, чтобы отпугнуть их — и это зачастую работает.