Накануне  Дня российской науки в Кремле чествовали молодых столичных ученых. Премией Правительства Москвы за 2019 год было отмечено 50 индивидуальных и коллективных исследовательских работ 87 ученых. Максим Железнов отмечен высокой наградой за разработки в области мониторинга железнодорожной инфраструктуры с использованием аэрокосмического наблюдения. Максим работает над серьезными научными проблемами в солидной научной организации – Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете. Но будучи человеком увлеченным и молодым подмечает любопытные моменты из жизни ученых и сегодня рассказывает нашим читателям.

 

История №1. Про опасность

Лет 10-15 назад коллективом сотрудников Института космических исследований Российской академии наук (и мной в том числе) была разработана первая цифровая самолетная камера дистанционного зондирования, на которую был получен патент как на полезную модель. Для апробации камеры и наглядной демонстрации ее возможностей решили провести съемки панорамы Москвы. Съемки проводили в лаборатории аэрокосмических методов Московского государственного университета, которая располагалась практически под самым шпилем главного здания. Когда мы приехали на съемку, узнали, что на следующий день будут проходить торжественные мероприятия, посвященные 250-летию МГУ. Мы поднялись на самый верх и начали готовиться к съемке. Выдвинули из окна и закрепили массивный рельс, на который установили специальное поворотное устройство с камерой. Я, как самый молодой и шустрый, работал с подключением проводов, зависнув на многометровой высоте, в то время как коллеги меня страховали. И тут появляется комиссия университета, которая проверяет готовность помещений и контингента к празднованию. Комиссия приходит в ужас и требует убрать все это «безобразие», мотивируя тем, что упавший рельс пробьет крышу актового зала и обрушит главную хрустальную люстру. Мы все отвлекаемся, все молодые, нам очень весело дискутировать на тему люстры. В момент самого главного «веселья» моя рука соскальзывает с рельса, и я висну на страховке. Меня спасает мой коллега кандидат физико-математических наук Александр Сергеевич Василейский, который вытягивает меня из пропасти за поясной ремень, как котенка. Комиссия, поглощенная обсуждением, этого даже не заметила. Мы успешно завершили съемки, и институт подарил мэрии Москвы первую высокодетальную огромную панораму столицы, снятую к 250-летию МГУ. Один из экземпляров этой панорамы занимает целую стену в Институте космических исследований РАН, демонстрируя достижения нашей науки. Спустя годы, встречаясь со своим старым другом Александром Сергеевичем, мы вспоминаем этот случай, и я бесконечно ему благодарен за его «поддержку» тогда.

История №2. Трое на реактивно-винтовом самолете

Однажды испытывали мы аэросъемочную камеру на специальном самолете АН-30. Интересная машина. Летает зигзагами. Когда ведет маршрутную съемку, время от времени разворачивается и во время поворота у нее включается реактивный двигатель, который расположен под винтом на одном крыле (для быстрого разворота). У самолета стеклянное дно, на которым внутри фюзеляжа устанавливается съемочная аппаратура. От палубы до стекла внизу метра 2-3 и фактически при установке и настройке аппаратуры специалисты лазают, как над пропастью. В момент испытаний во время разворота передо мной и двумя моими коллегами стояла задача поменять световые фильтры. Для этого мы должны были залезть на железную каркасную конструкцию над «стеклянной пропастью» и поднять камеру, которая весила килограмм 50, достав и отключив предварительно от гироплатформы. Итак. Штурман нам крикнул, что сейчас будет поворот. Мы достали камеру, начали менять фильтры. И вдруг… Страшный гул. Самолет кренится градусов на 20-30. Мы в ужасе. Оказалось, что каждый раз при повороте включается реактивный двигатель…

После полета мы с пилотами поделились друг с другом впечатлениями. Один мой коллега сказал, что очень переживал за то, что мы не удержим и уроним камеру, которая стоит несколько миллионов. Второй говорил, что думал, как он будет подхватывать камеру, когда та будет падать. Я сказал, что если камера начала бы падать, вряд ли мы смогли ее поймать, а падать за ней не хотелось бы… Результаты наших испытаний были важны для создания целой серии приборов дистанционного зондирования, авиационных и космических, в том числе для космических аппаратов серии Метеор-М. Мы еще летали потом много раз, испытывали разные приборы, но уже были готовы к поворотам судьбы!

История №3. Последний звонок за полярным кругом

Конец мая 2015 года был необыкновенно теплым в Москве. Все было зелено, пели птицы, цвели растения. Стояла жара 25-27 градусов, когда я садился в поезд «Арктика», который увозил меня за полярный круг на проведение экспериментов по оценке воздействия тяжеловесных поездов до 10-12 тыс. тонн на железнодорожную инфраструктуру. И вот спустя 2 дня я стою в окрестностях озера Имандра за полярным кругом в меховой шапке и полушубке при минусовой температуре в 3 часа ночи на ярком солнце и смотрю, как раскалывается лед об опоры моста. Добраться до места эксперимента можно только по железной дороге. До Кандалакши километром 100-150. Вокруг сплошные болота в условиях вечной мерзлоты. Поставили тушенку на огонь, на запах стало сбегаться всякое непуганое зверье. Особенно понравился маленький хищный зверек, наверное горностай, который нагло лез прямо в руки и выхватывал еду.

Наконец мы дождались прохода экспериментального сверхтяжелого поезда. Отошли метров на 20-30 от полотна с приборами. Стоим на замерзшем болоте, рядом стоит палатка с приборами. Идет поезд. Вдруг замерзшая земля начинает ходить ходуном. Под слоем замерзшей почвы оказалась вода, и поезд поднял волны величиной до полуметра. И было полное ощущение, что под нами волны земли. Страшно невозможно. Что только в первую секунду не подумали – землетрясение, взрыв и т.д. Поезд шел минуту, все наше оборудование и нас раскидало. Когда прошел поезд, и мы пришли в себя, то увидели, как со всех лап по болоту в лес удирает испугавшийся медведь, который затаился совсем недалеко. Повезло, для нас все обошлось благополучно. Когда мы вернулись с эксперимента в Кандалакшу, у школьников был последний звонок. Ребята гуляли по улице в школьной форме и радовались солнечной погоде, но при этом шел легкий снежок.

Результаты эксперимента были рассмотрены на научно-техническом совете Российских железных дорог в 2016 году. По итогам были приняты важнейшие решения по развитию технологий тяжеловесного движения. Мне объявили благодарность президента ОАО «РЖД», и я получил грант на развитие научно-педагогических школ в области железнодорожного транспорта. Но самое главное, что я опробовал технологии применения беспилотных летательных аппаратов для оценки состояния железнодорожного пути.

Что касается недавнего вручения мне премии Правительства Москвы за разработки в области мониторинга железнодорожной инфраструктуры средствами глобального аэрокосмического наблюдения на территориях масштабного техногенного изменения и городской застройки, то это вдохновляющее на дальнейшие разработки признание. Получается, что научное сообщество и городские власти оценили  перспективность и важность результатов моего труда. 

 

[Фото: Максим Железнов]

Департамент образования и науки города Москвы